«Есть что предложить миру». В Казахстане проходит туристическая выставка

Павильон российского туроператора на казахстанской ярмарке KIFT-2023. Фото предоставлено компанией «Русь Новгородская». © /

В Алматы состоялась представительная международная туристическая выставка, известная как KITF-2023 (Kazakhstan International Travel Fair/ Казахстанская международная туристическая ярмарка). Это крупнейшее отраслевое мероприятие в Центральной Азии, которое проводится уже более двадцати лет. Туристический потенциал Казахстана оценил корреспондент aif.ru. 

   
   

Конкурентоспособный турпродукт

История Казахстанской туристической ярмарки началась в 2001 году, когда в Алматы прошел международный семинар под многообещающим названием «Экотуризм — инструмент устойчивого развития в XXI веке для переходных экономик стран СНГ, Китая и Монголии». Тогда казахстанская газета «Караван» писала, что на выставке были представлены экспозиции из семи, включая Казахстан, стран: Испании, Италии, Малайзии, Таиланда, Турции и Чехии. Выступивший в качестве «гвоздя программы» заместитель генерального секретаря Всемирной туристической организации Давид Де Вилье заявил, что главная цель выставки — привлечь внимание к индустрии туризма в Казахстане и перспективам развития этого сектора экономики.

Спустя 22 года KITF демонстрирует внушительную динамику своего развития. Как сообщили «Аргументам и фактам» организаторы форума, сегодня в числе экспонентов представлено 256 компаний из 22 стран мира. Среди них — Азербайджан, Вьетнам, Грузия, Иордания, Италия, Киргизия, Малайзия, Мальдивы, Россия, Словения, Хорватия и Южная Корея. Кроме того, на выставке представлены турфирмы из Египта, Греции, Индии, Китая, ОАЭ, Таиланда, Турции, Черногории и Японии.

По словам ивент-директора KITF-2023 Виктории Павленко, сегодня туристический потенциал Казахстана находится на пике своего развития, привлекая к себе все больше внимания. «Потенциал настолько многогранен, что можно говорить о необъятности туристического сектора Казахстана, — говорит Виктория Павленко. — Я вижу, что у нашего внутреннего, въездного туризма очень перспективное будущее. Знаю, что многие зарубежные туроператоры считают обязательным условием добавить казахстанский турпродукт в свое портфолио, а сам продукт воспринимается как конкурентоспособный. На выставке KITF-2023 мы представляем именно внутренний туризм, привлекая интерес международного турсообщества. Выставка KITF выступает не просто демонстрационной площадкой для представления новых продуктов туристического рынка и игроков отрасли, но и обучающей платформой, где будут обсуждаться актуальные вопросы отрасли в формате живых переговоров, нетворкинга и профессионального обмена опытом, как это уже стало традицией на ежегодном KITF».

Открывший ярмарку председатель правления национальной компании Kazakh Tourism Талгат Аманбаев отметил в своем приветственном слове: «Впервые за долгие годы так часто на самом высоком уровне в стране начинают говорить о туризме. Если посмотреть последнее обращение главы государства, в первых абзацах своей речи он отмечает, насколько важно сейчас рассматривать туризм как целевую экономику, рабочие места. Выставка, я думаю, очень эффективный инструмент. Выставка позволяет посмотреть, как вообще развивается рынок, чем заняты наши турагенты, туроператоры, чем занимаются другие представители турбизнеса. Международная выставка — это еще хорошая возможность посмотреть, как развиваются наши соседи и партнеры, увидеть их достижения».

На Казахстанской туристической ярмарке Россию представляет туристический офис «Русь Новгородская» из Новгородской же области. «На стенде нашего региона каждый может подробнее узнать об авторской программе для путешественников, влюбленных в приключенческий туризм, — детском лагере “Валдайская Робинзонада”, о национальном парке “Валдайский”, куда туристы едут, чтобы взглянуть на нетронутую природу, пройтись по самому протяженному пешеходному маршруту на Северо-Западе и остановиться с палатками, а также об этнопарке “Хольмгард”, где каждый может прикоснуться к истории Древней Руси, увидеть, как жили конунги и викинги времен Новгородского княжества», — рассказала генеральный директор «Руси Новгородской» Надежда Гриднева. За три дня делегация российского региона нацелена прежде всего обсудить варианты международного сотрудничества.

Все виды туризма

Действительно, Казахстан таит в себе богатейший потенциал для путешествий. История древней степи с массой археологических памятников, пестрота ландшафтно-природных зон от горных каньонов до морского побережья, самобытность национальных блюд, — все это способствует развитию практически всех видов туризма в центральноазиатской республике.

   
   

Прежде всего Казахстан интересен так называемым «экологическим туристам». Выступая в начале года, замглавы Министерства культуры и спорта РК Ержан Еркинбаев уточнил, что каждый четвертый турист в Казахстане посещает национальные парки. «У нас есть 14 нацпарков, все они обладают всеми экосистемами планеты. У нас есть леса, у нас есть ледники, озера, пески. В прошлом году количество посетителей нацпарков составило около 2 млн туристов, это абсолютный рекорд!» — отметил вице-министр.

Любой уважающий себя экотурист, посещая Казахстан, должен заглянуть в Чарынский каньон, что в 200 км восточнее Алматы. Это красивейшее ущелье из глиняно-песочных гор красного цвета и каменных скал, протянувшееся на 154 км вдоль реки Чарын. Ландшафт, достойный съемок киноэпопеи о покорении Марса! А на севере страны вас ждет «казахстанская Швейцария». Так из-за сходства рельефа с горными альпийскими ландшафтами и особого микроклимата называют озеро Боровое. Этот водоем имеет метеоритное происхождение и разместился в чаше гор, поросших сосновым лесом.

Особенностью начавшейся туристической ярмарки стал обновленный дизайн казахстанской группы стендов. Отдельного внимания заслуживают новые регионы Казахстана, которые были основаны в 2022 году по указу президента РК Касым-Жомарта Токаева — Жетысуская и Улытауская области. Эти регионы впервые демонстрируют свои туристические возможности. В целом на выставке представлены 16 областей Казахстана и два города республиканского значения.

Стоит отметить, что Касым-Жомарт Токаев с первых дней избрания на пост президента уделяет много внимания развитию туризма в Казахстане. В августе 2019 года глава государства выступил на международном туристическом форуме «Улытау-2019», заявив: «Многим зарубежным туристам давно поднадоели универсальные вещи — пятизвездочные отели и курорты. Их интерес заключается в изучении культуры, обычаев и традиций разных народов, знакомстве с историей страны пребывания. Поэтому в мире растет спрос на посещение самобытных мест, участие в исторических фестивалях и реконструкциях важнейших событий давно минувших дней. Мы должны использовать такие тенденции, ведь Казахстану есть что предложить миру».

Тему развития туризма Касым-Жомарт Токаев поднял на недавнем заседании первой сессии Парламента Казахстана VIII созыва. Президент отметил, что потенциал этой отрасли до конца не раскрыт. «В стране есть привлекательные туристические объекты, но они все еще малодоступны. Требуется создать такие условия, чтобы предприниматели видели в сфере туризма широкие перспективы. Эффективность этой работы следует оценивать по объему частных инвестиций в сектор, числу внутренних и иностранных туристов», — подчеркнул президент, подытожив, что «для серьезного прорыва в данной отрасли необходимо комплексное решение инфраструктурных вопросов и повышение качества сервиса».

Казахстанская международная туристическая ярмарка должна в том числе ответить на вопросы, поставленные руководством страны.