Окончание эпохи
Наблюдатели выдвинули несколько предположений о том, почему решение об отречении короля Испании было принято именно сейчас. Одни полагают, что король не может исполнять свои обязанности ввиду слабого здоровья, которое подкосила тяжёлая травма, полученная во время охоты на слонов в Ботсване в 2012 году.
Другие убеждены, что Хуан Карлос решился на отречение из-за череды скандалов, сотрясающих в последнее время королевскую семью. Дочь монарха Кристина вынуждена была давать показания в суде по делу о коррупции, подозреваемым в котором является её муж, герцог Пальмский Иньяки Урдангарина. Наличие у правящего монарха зятя-коррупционера — это обстоятельство, которое совершенно не укрепляет институт монархии в Испании.
Но, как бы то ни было, с отречением Хуана Карлоса завершается целая эпоха в истории Испании. Эпоха, в которой Хуан Карлос сыграл, без преувеличения, ключевую роль.
Жизнь Хуана Карлоса I де Бурбона похожа на приключенческий роман, полный драматичных поворотов и страшных тайн.
Испанские изгнанники в логове фашизма
Он родился 5 января 1938 года в Риме в семье наследника испанского престола Хуана де Бурбона и его жены Марии де лас Мерседес де Бурбон и Орлеанс. В то, что новорожденный когда-либо взойдёт на испанский престол, не слишком верили даже родители.
В 1931 году в Испании грянула революция, и короля Альфонсо XIII, деда Хуана Карлоса, отправили в изгнание вместе со всей королевской семьей.
Через несколько лет на родине заполыхала гражданская война, причем ни республиканцы, ни сторонники профашистского каудильо Франко не горели желанием видеть в стране монаршьих особ, по крайней мере облечённых пусть даже формальной властью.
На испанскую королевскую семью в Европе вообще смотрели косо — приют-то они нашли не где-нибудь, а у фашистского диктатора Бенито Муссолини, и такой выбор также не прибавлял им популярности.
Отец Хуана Карлоса, дон Хуан, граф Барселонский, был единственным здоровым отпрыском среди детей Альфонсо XIII, потому именно его большинство испанских роялистов считали первым в очереди на престол. Впрочем, часть сторонников монархии склонялась на сторону его глухонемого старшего брата Хайме.
Сам Альфонсо XIII, не доживший до возвращения в Испанию, в 1941 году своим наследником определил графа Барселонского. Однако диктатор Франко вовсе не собирался возводить его на престол, тем более, что дон Хуан не скрывал своего отрицательного отношения к диктатору.
Тайна королевской семьи
Граф Барселонский мечтал, чтобы сын получил образование в Испании, поэтому, несмотря на своё враждебное отношение, вступил в переговоры с Франко и добился его согласия. В 1948 году 10-летний Хуан Карлос прибыл в Испанию, на долгие годы оказавшись в роли то ли марионетки диктатора, то ли его заложника.
Ещё в 1947 году каудильо Франко восстановил в Испании монархию, но официально объявил престол вакантным. Демонстративно игнорируя графа Барселонского, Франко внимательно наблюдал за Хуаном Карлосом. Юный принц, закончив в 1954 году среднюю школу в Мадриде, поступил в военную академию в Сарагосе.
А в 1956 году в жизни Хуана Карлоса случилась одна из самых загадочных и трагических историй. В марте Хуан Карлос находился в гостях у родителей в Португалии вместе с 14-летним братом Альфонсо. Вечером 29 марта в комнате, где находились принцы, раздался выстрел. Когда в неё вбежали перепуганные родители и слуги, Альфонсо лежал с простреленной головой. Через несколько минут юноша умер.
Кроме погибшего, в комнате был только Хуан Карлос. Согласно официально обнародованной версии, Альфонсо погиб из-за неосторожного обращения с оружием. Однако даже среди членов королевской семьи эта версия не вызвала полного доверия. Ходили слухи, что Альфонсо мог погибнуть от руки брата во время шуточной игры с оружием.
Разумеется, Хуан Карлос не любил говорить о происшедшем, замечая лишь, что признаёт ответственность за смерть Альфонсо. При этом так и остаётся непонятным, в чём эта ответственность заключается.
«Марионетка» каудильо Франко
На жизнь самого Хуана Карлоса этот эпизод существенно не повлиял — под крылом Франко он окончил три военных академии, сухопутную, морскую и воздушную, и завершил своё образование, получив дипломы экономического, политического и юридического факультетов Мадридского университета.
14 мая 1962 года Хуан Карлос женился в Афинах на принцессе Софии Греческой, старшей дочери короля Греции Павла I и королевы Фридерики. Молодожёнам пришлось сочетаться браком дважды: сначала по католическому, а затем по православному обряду. На их свадьбе присутствовали 137 представителей европейских королевских домов, в том числе пять королей и семь королев.
В 1969 году стареющий каудильо Франко обнародовал свой план — его преемником, заняв королевский трон, должен был стать Хуан Карлос. Таким образом, отец принца, граф Барселонский, оказался обойдённым, с чем выразил категорическое несогласие.
Тем временем Хуан Карлос принёс присягу на верность Франко, получил из его рук чин бригадного генерала Воздушных и Сухопутных войск и контр-адмирала Военно-Морского Флота. В 1971 году принц получил право замещать болеющего диктатора.
И сторонники Франко, и его противники были убеждены, что Хуан Карлос — фигура несамостоятельная и декоративная.
«Боже, храни короля!»
Поэтому и те, и другие оказались в лёгком шоке, когда после смерти Франко в 1975 году взошедший на трон молодой король Хуан Карлос I заговорил о необходимости демократических изменений в стране. И не просто заговорил — в 1977 году король легализовал все политические партии, запрещённые Франко, включая коммунистов, а годом спустя обеспечил принятие новой Конституции, гарантировавшей гражданские права и полностью ликвидировавшей остатки франкистской диктатуры.
Такие шаги сына настолько обрадовали отца, графа Барселонского, что он отрёкся от прав на престол в пользу Хуана Карлоса.
Режим Франко просуществовал в Испании без малого 40 лет, и в стране оказалось очень много тех, кому изменения, инициированные королем Хуаном Карлосом I, пришлись не по нраву. В первую очередь речь идёт о бывших членах «Испанской Фаланги» — партии Франко, распущенной Хуаном Карлосом.
23 февраля 1981 года вооружённые сторонники прежнего режима ворвались в здание испанского парламента и под угрозой оружия положили депутатов на пол. Не подчинились лишь трое очень непохожих друг на друга людей — премьер-министр Адольфо Суарес, бывший министр обороны и фалангист генерал Мануэль Гутьеррес Мельядо, а также генеральный секретарь Компартии Испании Сантьяго Каррильо. Впрочем, трое смельчаков при всем желании не могли остановить вооружённый мятеж.
В руках путчистов оказались все законодатели и министры страны, было объявлено о скором создании нового военного правительства. Над Испанией нависла тень новой диктатуры.
В эти часы судьбу страны определил её король. Мятежники были уверены, что им удастся склонить монарха на свою сторону, и апеллировали к его авторитету.
Однако в час ночи 24 февраля Хуан Карлос I, облачённый в военную форму Главнокомандующего вооружёнными силами Испании, выступил по национальному телевидению, осудил попытку переворота и потребовал от мятежников немедленно сдаться. Подавляющее большинство армейских частей и политических партий поддержали монарха.
К утру 24 февраля путчисты поняли, что проиграли, и вскоре капитулировали.
В историю Испании вошёл эпизод того дня, который запечатлели тележурналисты. Коммунист Сантьяго Каррильо, один из тех, кто отказался подчиниться путчистам в парламенте, а до этого несколько лет резко критиковавший Хуана Карлоса, воскликнул: «Боже, храни короля!»
Герой нации
В 1981 году Хуан Карлос I стал для Испании не формальной объединяющей фигурой, а настоящим национальным героем.
Но использовать свою популярность король не стал. Начиная с 1982 года он отходит от реальной политики, выполняя исключительно представительские функции. Это был сознательный выбор человека, полагавшего, что Испания не может двигаться вперёд только при помощи развитых демократических институтов.
Хуан Карлос I — удивительный человек. Радиолюбители могли наткнуться на него в эфире, ибо этому увлечению он посвятил часть своей жизни. Он один из немногих людей на Земле, кому посчастливилось и участвовать в Олимпиаде в качестве спортсмена (в парусном спорте), и открывать Игры в качестве главы государства.
Из всех ныне живущих королей, наверное, ни один не сделал столько значимых и полезных вещей для своей страны, как Хуан Карлос I. Но в последние годы испанцы вспоминали не его заслуги, а пеняли ему за скандалы в королевском семействе и осуждали за участие в истреблении слонов.
Но всё это в прошлом. После 39 лет правления Хуан Карлос I уходит на покой. И он его заслужил, как никто другой. А его сыну и преемнику можно пожелать только одного — быть достойным своего отца.