Друзья-подлизы. Новый британский кабмин Трасс вызвал вопросы и усмешки

Новый кабинет министров Лиз Трасс. © / Jeremy Selwyn/Pool / Reuters

Вечером 6 сентября был объявлен состав нового кабинета министров Великобритании, главой которого накануне стала экс-министр иностранных дел Лиз Трасс. Костяк правительства составили её друзья и сторонники.

   
   

Кабинетный междусобойчик

Канцлером казначейства назначен Квази Квартенг, который при прежнем премьере Борисе Джонсоне возглавлял министерство предпринимательства, энергетики и промышленной стратегии. Он темнокожий, сын иммигрантов из Ганы, окончивший Итон и Кембриджский университет. Известно, что с г-жой Трасс Квартенга связывают довольно дружеские отношения. 

Вице-премьером и министром здравоохранения стала Тереза Коффи. Её тоже называют близкой подругой Трасс. Ранее она занимала пост министра по вопросам труда и пенсий. Кстати, впервые в истории Великобритании и премьер-министром, и его заместителем будут женщины. Что касается Коффи, то пользователи соцсетей уже высмеяли ее назначение, опубликовав фото нового министра здравоохранения с бокалом алкогольного напитка и сигарой в руках. «Абсолютное воплощение здоровья. Какой хороший знак...» — съязвил один из комментаторов.

Новым министром иностранных дел назначен Джеймс Клеверли. Три года назад он занял пост министра без портфеля в кабинете Джонсона, затем стал младшим министром по делам Ближнего Востока, Северной Африки и международного развития, а незадолго до ухода в отставку прежнего премьера успел поработать на посту министра образования. По сути Клеверли был правой рукой Трасс, когда она сама рулила британским МИДом, а их высказывания, в том числе по России, звучали в унисон. Именно Клеверли 10 февраля, когда Трасс была с нашумевшим визитом в Москве, подписал законопроект, позволивший вводить санкции против РФ сразу после начала спецоперации на Украине.

Главой МВД стала прежний генеральный прокурор Англии и Уэльса Суэлла Браверман, дочь иммигрантов из Кении и Маврикия. Она также считается одной из единомышленниц Трасс в новом кабинете, несмотря на то, что в какой-то момент сама боролась за премьерское кресло. Впрочем, сойдя с дистанции во втором туре голосования, Браверман поддержала кандидатуру соперницы.

Министром обороны в кабинете Трасс будет Бен Уоллес, работавший в этой должности и при Джонсоне. Уоллеса также поначалу прочили в новые премьеры, но до реального участия в гонке дело у него не дошло.

Наблюдатели обращают внимание на то, что впервые в истории страны важнейшие посты в британском правительстве — глав МИД, МВД и министра финансов — не заняли белые мужчины. Все назначенцы — представители этнических меньшинств.

   
   

Кстати, еще один темнокожий политик — Кеми Баденох, родившаяся в семье выходцев из Нигерии, стала госсекретарем правительства по международной торговле. Баденох в последнее время набирала популярность, позиционируя себя как представителя нового, близкого к «простому народу» поколения тори.

Правее, еще правее

«Кабинет Трасс чем-то напоминает поздний кабинет обожаемой ею Маргарет Тэтчер, — прокомментировал новые назначения для aif.ru первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Она с самого начала сделала ставку на правое крыло консерваторов, а ключевые посты заняли ее сторонники, поддержавшие ее на выборах лидера партии». 

Что касается отсутствия белых мужчин в верхушке правительства, то эксперт призывает не преувеличивать значимость этого факта. «Во-первых, белые мужчины на ключевых постах всё-таки остались — это и новый лорд-канцлер, он же министр юстиции Брэндон Льюис, и новый-старый министр обороны Бен Уоллес. Впрочем, то, что таких мужчин теперь немного, для Британии уже привычное дело, никакого скандала в этом нет. Это в России Британию до сих пор связывают с сэром Уинстоном Черчиллем и другими белыми „господами в пробковых шлемах“, которые где-то в Индии наводили порядок среди предков г-на Сунака иши Сунак — экс-министр финансов, родился в семье британских индусов, был основным соперником Трасс на выборах премьера. — Прим. авт.) — Но там все это давно ушло в историю. И кабинет с большим количеством темнокожих, большим количеством женщин никого особо не удивляет», — говорит эксперт. 

То, что ключевые посты занимают представители самых разных национальностей, это не столько дань политкорректности, сколько наследие империи, считает он. «Британия, Лондон стали центром притяжения для наиболее активных, способных выходцев с тех территорий, которые входили в состав Британской империи, либо находились под ее влиянием. Они приезжали, получали гражданство, образование, так или иначе интегрировались в британское общество. И если не они, то их дети уже делали политическую карьеру. И таких выходцев было много и в правительстве Джонсона, и сейчас они есть в правительстве Трасс», — отмечает Макаркин.

Популярность на волоске

Уже на этой неделе новый премьер-министр Трасс обещала явить общественности свой план по преодолению последствий энергетического кризиса. С 1 октября тарифы на электричество в Британии должны подскочить почти в 2 раза. Если только новое правительство не решится заморозить их на нынешнем уровне, что может стоить казне почти 100 млрд долларов.

Свежий британский кабинет приступает к работе на фоне падения популярности правящей партии, что делает его политику крайне уязвимой для критики. По опросам, если бы выборы проходили сейчас, то оппозиционная лейбористская партия победила бы консерваторов с разницей в 15 процентных пунктов (43% против 28%). Тогда как на выборах три года назад за тори проголосовали 43,6% избирателей. 

Проведенное недавно исследование компании YouGov показало, что британцы (которые, напомним, не участвуют непосредственно в выборах своего премьер-министра) сомневаются в эффективности г-жи Трасс на этом посту, будь то решение проблем экономики или переговоры с ЕС по теме Brexit. 35% респондентов считают, что Трасс окажется «ужасным» премьером, «успешного» лидерства от неё ожидают лишь 10% опрошенных, а «отличного» — всего 2%. Ровно половина (50%) опрошенных называют «новую Тэтчер» «вызывающей неприязнь», 45% — «некомпетентной», 41% — «слабым» политиком. Так что оправдать доверие ей будет непросто.

Чего от нового правительства ждать России?

Для России небезынтересно, что свою должность сохранил министр обороны Бен Уоллес, который, очевидно, продолжит активно заниматься поддержкой Украины, считает Алексей Макаркин. «Что касается нового министра иностранных дел, сменившего на этом посту Лиз Трасс, то его проукраинские взгляды тоже не сильно отличаются от взглядов премьера. Разве что он пока не допускал таких ляпов, как Трасс, которая как-то заявила о том, что Ростовская и Воронежская области России не принадлежат». 

Эксперт высказал мнение, что «отношения между Россией и Великобританией сейчас отсутствуют как таковые», и усомнился в возможности их восстановления в обозримом будущем.