Отступая с территорий между Донецком и Мариуполем, украинские националисты в «классических традициях» отрезали пути сообщения и мстили мирному населению. ВСУшники и нацбаты взрывали большие мосты и минировали местность вокруг. Собственно, уничтожались и небольшие — в городах и селах, но их сразу же восстановили после освобождения.
Как возрождают мосты на стратегических направлениях, соединяющих столицу и Приазовье, выяснял на месте корреспондент «АиФ».
«Вся сложность работ заключается в разминировании, — сообщил начальник участка по мостам “Автодор-Донбасс” Александр Галаев. — Очень много находим “сюрпризов”, противопехотных мин, противотанковых снарядов. МЧС ДНР всегда оперативно приходит к нам на помощь, но под большим слоем земли иногда нереально что-то отыскать, и бывают сложности. Но, к счастью, за все время работы пострадавших у нас не было».
Самый большой мост украинцы обрушили под Новотроицким (поселок рядом с Еленовкой), подорвав опоры сооружения. Водители вынуждены ехать километр в столбах белой пыли, спускаясь в низину рядом, а затем пробираться под нависающим над головой бетоном. Здесь же перебираются местные старички с палочками и веселится поселковая ребятня, устроившая под остатками пролетов «халабуду».
Недавно, рискуя попасть под обстрелы, мостовики демонтировали взорванные пролетные строения, но о перспективах восстановления пока говорят с осторожностью. Ориентировочно это — конец октября, но поправку приходится делать на то, что украинская армия с огромным энтузиазмом посылает в мирный Волновахский район снаряды (пользуясь тем, что пока еще дотягивается).
Аналогично «захысныки» поступили и с мостом возле села Гранитное, на трассе Тельманово-Волноваха. Населенный пункт оказался в «серой зоне», и восемь лет его терзали обстрелами, а напоследок попытались отрезать от мира. Здесь специалисты «Автодор-Донбасс» восстановят несущую опору и даже планируют использовать после ремонта уцелевшую часть сооружения.
А вот мост через реку Кальчик, которая протекает под Мариуполем, украинцы пытались снести с лица земли, проявив «креативность». Загнали на него строительную технику — и подорвали. Уничтожить сооружение полностью не удалось.
Теперь мостовики, зависая над бездной, внизу которой расстилаются пасторальные пейзажи, восстанавливают балки и проводят «косметический ремонт», а по другой полосе идет транспорт.
Над тем, чтобы скорее наладить путь из Мариуполя в Донецк через Кальчик, сейчас трудятся четырнадцать человек. Начальник участка и прораб — россияне, имеющие большой опыт, а все остальные — местные жители.
Таким сотрудничеством довольны обе стороны: молодые специалисты, по словам Александра Галаева, легко обучаются и быстро все схватывают, получая не только зарплату, но и квалификацию и опыт, которые очень пригодятся в восстановлении родного края.