Донбасс на «удалёнке». «Шахтёрская столица» укрывается в подъездах

Поврежденное здание планетария после обстрела со стороны ВСУ в центре Донецка. © / Сергей Батурин / РИА

Донецк с сегодняшнего дня должен максимально уйти на «дистанционку», что связано с беспрецедентными обстрелами, которым подвергается город.

   
   

Пока это лишь рекомендация Главы Республики Дениса Пушилина для руководителей предприятий, однако горожане надеются, что она поможет унять ретивых начальничков, заставляющих подчиненных перемещаться под шквалом огня из тяжелого вооружения.

А до «Градов» четыре шага — 14 километров

Требования повлиять на своих руководителей стали все чаще появляться в сети, когда ситуация на улицах города стала критической.

К непрекращающимся обстрелам прифронтовых районов шахтерской столицы — Кировского, Киевского, Куйбышевского, Петровского добавилась «долбежка» из украинских «Градов» по самому центру — жилым домам, административным зданиям, торговым центрам, автовокзалам и зонам отдыха. 

Представитель СК РФ фиксирует фрагмент разорвавшегося снаряда от РСЗО «Град» на улице Постышева в Ворошиловском районе Донецка после обстрела со стороны ВСУ. Фото: РИА/ Сергей Аверин

Прилетает со стороны Авдеевки, это 14 километров по прямой, круглые сутки, при этом интервалы между террористическими актами становятся все короче. Счёт жертв уже пошел на десятки, разрушений — на сотни. И, если такой обстрел чудом обходится без людских потерь, то только потому, что улицы города опустели, а тем, кто в квартирах, благоволит удача. 

Фактически, жизнь центра и прифронтовых районов Донецка парализована — страх погибнуть заставляет ограничить свои передвижения максимально. Частники сворачивают торговлю, прикрепляя таблички «временно не работает», частично закрыты банки и госучреждения. 

Наблюдаются перебои с бензином, как это было практически всегда в периоды усиления обстрелов. Справедливости ради, на этот раз говорить об очередном топливном кризисе пока нельзя, но 92-й и 95-й есть не всегда. Может и потому, что пользоваться личным автотранспортом люди стали меньше. 

   
   
Пожар на книжном рынке «Маяк» после обстрела ВСУ в Киевском районе Донецка. Фото: РИА/ Сергей Аверин Дважды в одну воронку 

В донецких гипермаркетах и на стройплощадках сейчас нарасхват не елочные игрушки и мишура, а пленка, которой заделывают разбитые окна и проломленные снарядами крыши. В центральной части города теперь не так часто встретишь неповрежденный дом. Остекление рушится первым, даже если снаряд РСЗО «Град» падает рядом.

Иногда «прилет» происходит в ту же воронку, что и днем ранее, что в очередной раз наводит на мысль о том, что обстрелы просчитываются нацистами очень тщательно.

«За пленкой ездим уже второй раз, — рассказала aif.ru жительница Ворошиловского района Анна. — Впервые стекла в нашей квартире выбило обстрелом месяц назад. Теперь «прилетает» в округе практически ежедневно. В мороз заткнули окно старым бабушкиным матрасом. Во второй обстрел эта конструкция устояла, а на другом окне пленку просто с силой выдрало. Мы остались при минус 9 на улице в остывающей квартире, без отопления и, как все дончане, без воды. Греемся при помощи газовой духовки, и, поскольку уезжать не будем, молимся только о том, чтобы при очередном обстреле нам не перебили газовую трубу. 

Квартира, поврежденная в результате обстрелов со стороны ВСУ Киевского района Донецка. Фото: РИА/ Сергей Аверин

Сегодня ночью в Донецке сгорел крупнейший книжный развал и радиорынок «Маяк» в северной части города. Пожар продолжался всю ночь. Днем нацисты попытались накрыть  из «Градов» сотрудников МЧС, выждав, пока те приедут тушить масштабное возгорание…

«Мои родители продают молочные продукты со своего подворья, и все годы боевых действий тем и жили, что два раза в неделю выезжали из нашего Старобешевского района в Донецк, — поделился дончанин Артем Федоров. — Там были постоянные заказчики, и столько, что даже продукции не хватало. Две недели назад родители попали под обстрел в Ворошиловском районе. Осколки влетели в машину, прошили стеклянные банки с молоком. Родители стояли у подъезда, успели заскочить, но очень сильно напуганы. С тех пор никуда не выезжают, и на фоне стресса не расстаются с таблетками от давления. «Плачут» даже коровы: в панике ревут, если проходит авиация или слышны разрывы».

Фото: РИА/ Сергей Батурин

Сбей домофон — спаси жизнь 

В Донецке жители разделились на два непримиримых клана: те, кто требует отключить домофоны и держать подъезды открытыми, чтобы в случае обстрела там можно было укрыться, и те, кто закрывает двери, опасаясь мародеров, корректировщиков огня и прочего ушлого люда. 

Доходит до драк и сломанных замков с домофонами. Выяснилось, что во многих домах в центральной части города подвалы давно перешли в частную собственность и были скуплены дельцами за баснословные деньги или еще каким-то образом экспроприированы. Жильцы требуют сбить замок, но владельцы шикарных ресторанов и престижных офисов, в которых находится ценное имущество и оборудование, конечно же, на такие варианты не согласны.

Год уходящий стал для Донбасса самым кровавым, и как в ближайшей перспективе можно прекратить обстрелы  из «Градов» и «Хаймарсов», которые ведутся из захваченных нацистами поселков и городков вокруг Донецка — самый тяжелый вопрос, которым задаются люди. Военные умывают руки — засечь вражеские боевые машины, мол, невозможно, слишком шустры. Но выстояв почти девять лет, бросить свой омертвевший город и начинать свою жизнь с ноля дончане не готовы.