Договор о продаже Украины. Зеленский повторяет опыт Петлюры

Президент Польши Дуда выступил перед депутатами в Верховной Раде Украины в Киеве. © / Reuters

Порой в событиях, происходящих в настоящее время на Украине, просматриваются настолько очевидные исторические аналогии, что просто диву даешься — сто лет спустя политики повторяют ровно те же шаги, полагая, что результат будет иным.

   
   

Особый статус для поляков

Президент Украины Владимир Зеленский анонсировал принятие Верховной Радой документа об особом правовом статусе для граждан Польши на территории страны. Речь идет о предоставлении полякам занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления; назначаться на должности на государственных стратегических предприятиях и концернах с полным доступом к секретным данным. Кроме того, в случае принятия документа польская полиция может получить право на выполнение силовых функций на территории Украины.

Кроме того, граждане Польши получат возможность упрощенного въезда на Украину.

Законопроект Зеленского последовал за весьма многозначительной фразой президента Польши Анджея Дуды: «На десятилетия, а может быть, дай Бог, на столетия братское для Польши государство, и как, надеюсь, пророчески сказал Владимир Зеленский, между нашими странами — Польшей и Украиной — не будет больше границы. Этой границы не будет! Чтобы мы жили вместе на этой земле, строя и отстраивая совместно свое общее счастье и общую силу, которая позволит отражать любую опасность или любую возможную угрозу».

«Большой распил»

Политолог Евгений Сатановский в своем Telegram-канале заметил на этот счет: «Похоже, что Зе начинает большой распил своей страны и раздачу слонов соседям. Лично себя он, понятное дело, не забудет, и оформят это дело европейцы с бюрократической точки зрения правильно... Заведут медийную кампанию на весь мир насчёт того, что Польша с Украиной (имея в виду, естественно, нынешний, правящий в этой стране, режим) пытаются спасти от злого Путина людей и хотя бы часть страны, отчего и договорились их начальники... — и далее всё то, о чём они в итоге договорятся. Главное же, что? Шоб клятым москалям ридна нэнька не досталася на поругание. А там — хоть трава не расти. Давно, конечно, на Украине до такой степени открыто, нагло и подло родиной не торговали, но с другой стороны, чего ещё ото всех этих людей можно было ожидать?»

Удивительно, но чуть более ста лет тому назад в истории Украины уже имел место схожий момент, также связанный с договором с Польшей.

Плохие воины, успешные погромщики

Украинская держава гетмана Скоропадского, существовавшая в 1918 под протекторатом Германии и Австро-Венгрии, рухнула после поражения немцев и австрийцев в Первой Мировой войне. Власть в Киеве после этого захватила Директория Украинской Народной Республики, во главе которой в феврале 1919 года встал Симон Петлюра.

   
   

Одновременно с ноября 1918 года существовало Временное рабоче-крестьянское правительство Украины, имевшее под своим началом Украинскую советскую армию. Поскольку и УНР, и Советская Украина претендовали на контроль на одними и теми же территориями, конфликт был неизбежен.

Петлюра при этом отрицал существование оппонентов, заявляя, что за ними стоит Советская Россия. 19 января 1919 года Директория объявила войну РСФСР.

Слово «петлюровец» в историю Гражданской войны вошло как синоним мародера и погромщика. Грабежи, убийства, изнасилования, пытки — кажется, не было преступлений, на которые не были бы способны солдаты армии Петлюры. Вот только с боевыми навыками дело у них обстояло гораздо хуже.

Уже к началу февраля 1919 года группировка сил УНР на Левобережной Украине была наголову разбита. 5 февраля большевики заняли Киев, а правительство Петлюры было вынуждено бежать в Винницу. Но это было только начало. Весной 1919 года наступление красных отбросило войска Петлюры к реке Збруч. 

Положение его было совершенно отчаянным.

Власть в обмен на земли

Здесь Директории сильно помогли два обстоятельства — с одной стороны, отступление из Западной Украины Галицкой армии, теснимой поляками, а с другой, наступление на красных Вооруженных Сил Юга России. Именно с Белой армией Петлюра смог летом 1919 года вернуться в Киев. Впрочем, сами же белогвардейцы вскоре выгнали петлюровцев из столицы Древней Руси.

К концу 1919 года Петлюра мало что контролировал на Украине, но для Польши он оставался фигурой, с которой можно было подписывать договоры, которые могли легитимизировать территориальные приобретения.

21 апреля 1920 года глава Польши Юзеф Пилсудский и Петлюра подписали так называемый «Варшавский договор 1920 года». Согласно ему, УНР признавала переход под контроль Польши территории Западной Украины. В обмен на это поляки обещали отвоевать земли Центральной и Восточной Украины, которые должны были остаться под властью Петлюры. Хотя эта власть была бы весьма ограниченной Польшей, но главу Директории устраивало и это. В отличие от самих украинцев, рассматривавших этот шаг Петлюры как прямое предательство.

«Четыре раза он являлся в Киев, и четыре раза его выгоняли»

Результатом стало то, что обещанная главой Директории Пилсудскому широкая поддержка народных масс была минимальной. По сути дела, войну с Советской Россией вела польская армия с весьма незначительной поддержкой остатков петлюровских формирований.

Несмотря на то, что польская армия сумела дойти до Киева, вскоре их отбросили обратно. 

Писатель Михаил Булгаков в рассказе «Киев-город» так охарактеризовал эти события: «Рекорд побил знаменитый бухгалтер, впоследствии служащий союза городов Семен Васильич Петлюра. Четыре раза он являлся в Киев, и четыре раза его выгоняли. Самыми последними, под занавес, приехали зачем-то польские паны (явление ХIV-ое) с французскими дальнобойными пушками. Полтора месяца они гуляли по Киеву. Искушенные опытом киевляне, посмотрев на толстые пушки и малиновые выпушки, уверенно сказали:

— Большевики опять будут скоро. И все сбылось как по писаному».

Последующие драмы советско-польской войны к Петлюре уже имели мало отношения. Рижский мирный договор 1921 года заключался четырьмя сторонами — Польшей, РСФСР, Белорусской ССР и Украинской ССР. Поляки, получив под контроль территорию Западной Украины, признали, в свою очередь, существование Украинской ССР со столицей в Киеве.

Увидеть Париж и умереть

Петлюра был выведен за скобки. Более того, Варшава вскоре попросила его вон со своей территории, ибо в новых политических реалиях этот «сбитый летчик» стал уже помехой.

25 мая 1926 года в Париже Петлюра был застрелен Самуилом Шварцбурдом, человеком, в семье которого 15 человек погибли в результате еврейских погромов, организованных петлюровцами. В 1927 году, с учетом обстоятельств деятельности Петлюры, французский суд присяжных Шварцбурда оправдал.

«Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» — кажется, что фраза героя Николая Гоголя является вечным предсказанием итоговой судьбы различных поколений борцов за «самостийну Украину».

И история никого ничему не учит.