Добрый дракон ждет вас. Почему вьетнамцы любят русские песни?

О перспективах развития сотрудничества между нашими странами главному редактору «АиФ» Игорю Черняку рассказал Чрезвычайный и Полномочный посол Социалистической республики Вьетнам в РФ Нго Дык Мань.

   
   

Что кроме пляжей?

Игорь Черняк, «АиФ»: Уважаемый господин Посол, ещё 4 года назад Вьетнам был едва ли не чемпионом по доброму отношению к России — 73% его жителей называли нашу страну другом. Сохранилось ли это отношение после целой череды обвинений России со стороны Запада — от Крымской весны до Солсбери?

Нго Дык Мань: Думаю, если сейчас провести опрос, то как и 4 года назад, Вьетнам будет лидером. И в будущем между гражданами наших стран сохранятся самые добрые чувства, и мы навсегда останемся хорошими и искренними друзьями. 

Это имеет исторические корни, ведь вьетнамский народ получал огромную помощь от народов СССР, в т.ч. от российского народа, во время длительной героической борьбы за независимость, а затем при восстановлении страны. Мы чувствуем поддержку и сейчас, когда реализуем политику всестороннего обновления — Дой Мой. 

Более того, многие поколения вьетнамцев получали образование в ведущих российских вузах и хранят хорошие воспоминания о России, её людях и культуре. Даже те, кто никогда не был в вашей стране, симпатизируют ей и её народу, не зная языка, тем не менее поют российские песни. Между нами много общего, и глубокая привязанность вьетнамского народа к российскому проверена временем. 

— Как вы оцениваете наши взаимоотношения между на нынешнем этапе? 

— На мой взгляд, отношения между Россией и Вьетнамом находятся на очень высоком уровне. Укрепляется сотрудничество во всех областях, поддерживается интенсивный политический диалог на высшем и высоком уровнях. Развивается сотрудничество между регионами наших стран. В этом году сотни делегаций Вьетнама посетили Россию и наоборот.

   
   

— Какие события последнего времени считаете наиболее знаковыми?

— Особенно знаковым событием стал официальный визит в Россию Генерального секретаря ЦК КПВ Нгуен Фу Чонга в сентябре 2018 г. и его переговоры с президентом Путиным. Главы наших стран подтвердили неизменность курса на упрочение всеобъемлющего стратегического партнёрства, отвечающего долгосрочным интересам народов двух государств. 

Несмотря на определённые трудности, сложную политическую ситуацию в мире, санкции со стороны западных стран, наше сотрудничество можно считать эталоном традиционно дружественных отношений.

— В последние годы поток туристов из России во Вьетнам стабильно растёт, одновременно повышается качество отдыха. Но едут в основном в две точки — Нячанг и Фукуок. Появятся ли новые предложения и вообще — чем Вьетнам попытается удивить туристов в 2019 г.?

— Поток российских туристов действительно стремительно растёт — за последние 3 года он увеличивался намного быстрее, чем из США и Тайваня. В 2017 г. у нас отдыхало 500 тыс. российских туристов, к концу этого года ожидается рекорд — 574 тыс. 

Популярность Вьетнама как места отдыха объясняется не только красивой природой, прекрасными пляжами, древними храмовыми комплексами, высоким качеством обслуживания и низкими ценами, но и безвизовым режимом пребывания граждан РФ до 15-ти, а на острове Фукуок — до 30 дней. Кроме того, отдыхать у нас безопасно. 

Ежегодно турагентства Вьетнама принимают участие в Международной туристической ярмарке MITT в Москве, где представляют новые предложения. Но российских туристов в большей степени привлекает пляжный отдых — этим и объясняется выбор Нячанга и Фукуока. Однако, поверьте, во Вьетнаме есть ещё много красивых мест, которые стоит посмотреть, — Дананг, Хой Ан, Куи Ньон. И у нас есть чем удивить — мы предлагаем участие в ярмарках, фестивалях и народных праздниках, посещение деревень ремесленников. Можно пожить с представителями народов Вьетнама, попробовать традиционную кухню и проникнуться традициями. Духовный туризм — это посещение храмов, священных мест. Предлагается и оздоровительный отдых с использованием возможностей знаменитого восточного направления медицины.

В наступающем 2019 г. исполнится 25 лет со дня подписания Договора об основах дружественных отношений между Вьетнамом и Россией, и это будет «Перекрёстный год России и Вьетнама». Уверен, что он станет особенным в отношениях двух стран и сотрудничество в сфере туризма получит новый импульс.

Метро в Хошимине

— Ваша страна стала крупнейшим мировым производителем кофе, но в российских магазинах вьетнамского кофе мы не видим. Не часто бывают в продаже и привычные старшему поколению тапочки-вьетнамки и термосы. Тем не менее, товарооборот между нашими странами в минувшем году установил рекорд. Что Вьетнам сегодня поставляет в Россию и что получает от нас?

— После более чем 30-летней реализации политики обновления и активной интеграции в мировую экономику Вьетнам стал крупным экспортёром многих товаров — как сельхозпродукции (кофе, рис, морепродукты, кешью, чёрный перец и т. д.) и товаров лёгкой промышленности, так и высокотехнологичных товаров — электроники, компьютеров, телефонов. 

В последние годы, особенно после вступления в силу в 2016 г. Соглашения о зоне свободной торговли между Вьетнамом и ЕАЭС, российско-вьетнамское торгово-экономическое сотрудничество бурно развивается. Двусторонний товарооборот с 2015 г. растёт темпами 30% в год. Вьетнам — самый крупный торговый партнёр России в Юго-Восточной Азии.

Экспорт Вьетнама в Россию разнообразен: от морепродуктов, кофе, чая, тропических фруктов и овощей до одежды, обуви, мобильных телефонов, компьютеров, электротоваров. А импортирует наша страна из России пшеницу, морепродукты, сталь, бензин, удобрения, продукцию химической промышленности, машины и запчасти.

— Во времена СССР во Вьетнаме было много крупных строек с участием нашей страны. Сейчас меньше. Рассматриваете ли вы возможность возвращения к проекту АЭС и какие ещё инфраструктурные проекты могут появиться с помощью России?

— Благодаря поддержке СССР появились крупные объекты инфраструктуры, которые до сих пор вносят весомый вклад в социально-экономическое развитие Вьетнама: 5 ГЭС и ТЭС, система нефтепроводов, мост Тханг Лонг. Кроме того, были реализованы проекты по разработке месторождений нефти и газа. 

С целью увеличения производства электроэнергии и диверсификации её поставок Вьетнам принял решение о строительстве АЭС в провинции Ниньтхуан при сотрудничестве с Россией. Однако из-за того, что экономические условия ещё не позволяли, мы вынуждены были приостановить проект. В будущем, когда условия позволят, Россия будет приоритетным партнёром в его строительстве. 

Сейчас во Вьетнаме реализуется 120 российских инвестпроектов, вложения в которые оцениваются в $1 млрд. У Вьетнама в России — 20 инвестпроектов на $3 млрд. Из них я бы отметил проект корпорации TH по созданию высокотехнологичного комплекса молочного животноводства и переработки молока, а также знакомый уже жителям российской столицы многофункциональный центр Ханой-Москва.

В конце октября на заседании межправительственной Российско-Вьетнамской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству речь шла о сотрудничестве в таких крупных инфраструктурных проектах, как строительство метро и железнодорожной линии в Хошимине.

Рынок с социалистической ориентацией

— Этим летом начал работу новый терминал аэропорта в Камрани. Теперь бывшая российская военная база — уже исключительно гражданский объект. Сейчас, по нашим данным, США пытаются воспрепятствовать развитию военно-технического сотрудничества между нашими странами. Каковы их перспективы в такой ситуации?

— Дело в том, что Россия покинула пункт материально-технического снабжения в Камрани ещё в мае 2002 г. И поэтому в 2012 г. появился гражданский объект — международный аэропорт Камрань. Ежегодно он обслуживает миллионы пассажиров, в том числе российских туристов. Для их удобства и построен новый терминал.

Но при этом военно-техническое сотрудничество между Вьетнамом и Россией развивается. Санкции США против России препятствуют расчётам по договорам, однако мы умеем находить решение этих проблем, чтобы военно-техническое сотрудничество не затруднялось.

— Вьетнам в отличие от России не отказался от социализма, компартия остаётся ведущей политической силой в стране. Тем не менее, в последние годы у вас развивается и частный бизнес, и капиталистические отношения. Как они уживаются вместе?

— Во Вьетнаме гармонично сочетаются социализм и рыночная экономика, руководящая роль Компартии и динамичное развитие частного бизнеса. Мировое общественное мнение оценивает нашу модель как успешную, ведь она даёт возможность развиваться с темпами роста в 6% ежегодно.

Руководство партии является ведущим фактором, организующим все победы революционного дела Вьетнама. Именно партия инициировала и возглавила реформу всестороннего обновления, перейдя от планово-централизованной экономики к социалистически ориентированной рыночной. То есть экономика функционирует по рыночным механизмам, но находится под государственным регулированием. Ключевые отрасли — в ведении государства, но в то же время частный сектор является одним из важных двигателей. 

Мы построили международно-интегрированную экономику и в то же время сохранили главный ориентир: развитие частного сектора направлено на благо народа. Потому наша модель получила поддержку со стороны народа, который и является её создателем. 

Кстати

По результатам опроса Internations, которая анализирует жизнь иностранных граждан по всему миру, Вьетнам вошёл в топ-10 стран-лидеров, где наиболее дружески относятся к иностранцам.