13 марта националисты в центре Киева блокировали центральное отделение дочернего банка Сбербанка России. Возле офиса банка собралось около 50 активистов: они перекрыли вход в здание и стали закладывать дверные проёмы бетонными блоками. «Мы будем расширять всю эту историю на всю Украину, на все их отделения», — пригрозил депутат Верховной рады и один из организаторов нацбатальона «Азов» Андрей Билецкий.
Ранее «Азов» на своих ресурсах в Сети объявил о блокаде работы российских банков на Украине и в доказательство привёл десяток фотографий. На фото показаны, в частности, пострадавшие отделение Сбербанка и банкомат «Альфа-банка»: неизвестные залили банкоматы монтажной пеной. Вандализм, который радикалы гордо именуют акцией, назвали #rusbankover. Именно эта надпись значится на наклейках, которыми были заклеены витражи и двери банков, а также экраны испорченных банкоматов.
Напомним, 10 марта участники блокады Донбасса заявили, что намерены прекратить работу украинской «дочки» Сбербанка.
«Мы даём две недели всем вкладчикам Сбербанка России, чтобы забрать свои деньги... Если правительство не закроет это предприятие, мы закроем его сами», — пообещал координатор так называемого штаба блокады Анатолий Виногородский. До этого (7 марта) филиал «Альфа-банка» в Одессе облили краской. На стене здания наклеили листовки, в которых утверждается, что это «банк страны-агрессора» и что в скором времени он будет закрыт.
Удастся ли сберечь банки?
Судьба украинской «дочки» Сбербанка России решится в ближайшее время. Это пообещал премьер-министр Украины Владимир Гройсман, заверив, что решение будет «очень-очень адекватным». Такова реакция официального Киева на сообщение о том, что в России Сбербанк начал обслуживать граждан с паспортами ДНР и ЛНР. Киев вполне мог бы закрыть глаза на этот факт, но ультиматум, выдвинутый националистами, заставляет правительство делать какие-то заявления.
«Нацбанк Украины направил официальные запросы в российские банки относительно обслуживания ими клиентов с использованием паспортов ЛНР и ДНР. В случае официального подтверждения соответствующей информации НБУ обратится к секретарю Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Александру Турчинову с предложением применить санкции к материнским структурам представленных в Украине банков с государственным российским капиталом», — сообщила сегодня пресс-служба Нацбанка.
Эксперты полагают, что речь может идти об отзыве банковской лицензии. По украинским законам на первом этапе должно произойти введение временной администрации, затем Фонд гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ) должен выставить банк на продажу. Если он не найдёт адекватных покупателей, то тогда банк должны ликвидировать. В этом случае активы украинского Сбербанка достанутся ФГВФЛ, и он же должен будет рассчитаться с вкладчиками: компенсация предусматривает до 200 тыс. гривен (около 480 тыс. руб.) в одни руки.
Каковы риски экспроприации?
Строго говоря, Сбербанк России выполнял указ президента РФ Владимира Путина, который недавно обязал отечественные банки обслуживать людей с документами ЛНР и ДНР. Но Киев это мало волнует, и Сбербанк рискует остаться без украинской «дочки», которую он надеялся продать. В Киеве утверждают, что на продажу уже были выставлены «дочки» Проминвестбанка и ВТБ. До недавнего времени это вполне устраивало Нацбанк Украины, который рассчитывал на мирный развод с российскими структурами. Зампред НБУ Катерина Рожкова уже сообщала, что банки с российским капиталом находятся на особом контроле у регулятора: в НБУ рассчитывали на сокращение их бизнеса и последующую продажу.
Из-за политических игрищ Киева больше всего рискуют простые граждане Украины, которые являются вкладчиками того же Сбербанка. Депозитные вклады украинской «дочки» — 18,8 млрд грн, из которых 5,1 млрд — это деньги предприятий, а 11,4 млрд — вклады населения. Если Киев решится «отжать» российский банк, но при этом не найдёт инвесторов, то всё долговое бремя ляжет на Фонд гарантирования вкладов. И можно не сомневаться, что он запросит под выплаты такого масштаба новые кредиты либо у Минфина, либо у Нацбанка. Если выплачивать средства вкладчикам и других банков, то Киеву точно придётся включать печатный станок или вновь клянчить деньги у Запада, как утверждают финансовые аналитики. Например, к началу 2017 г. в Проминвестбанке было 5,3 млрд грн вкладов населения, а в VTB Bank (Украина) — 4,5 млрд.
Кто больше потеряет?
Теоретически после принудительного закрытия структур российских банков на Украине должны остаться громадные активы. Например, у Сбербанка на начало 2017 года их размер составлял 48,4 млрд грн., у Проминвестбанка — 34,3 млрд грн., а у VTB Bank (Украина) — 20,6 млрд грн. Это портфели ценных бумаг плюс кредиты, которые заёмщики должны будут выплатить уже государству.
Но не всё так просто. Например, на украинском Сбербанке висит миллиард долларов кредита от материнского банка. Правда, временный администратор может расторгнуть договор о московском кредите, но в таком случае Сбербанку России придётся возвращать свои активы через международные суды. Кстати, у него большой шанс на победу. Это может отпугнуть потенциальных инвесторов, которые могли бы выкупить банк у временного администратора.
Кроме того, десятки (если не сотни) тысяч сотрудников отделений российских банков на Украине рискуют оказаться без работы. Для справки: на Украине работает 104 отделения Сбербанка, почти 140 отделений ВТБ, около 300 отделений Проминвестбанка и чуть менее 50 отделений БМ-Банка.
Наконец, экономика Украины лишится серьёзных финансовых ресурсов: тот же Сбербанк постоянно докапитализировал свою украинскую «дочку», а это не что иное, как прямые инвестиции в финансовый сектор Украины. Во многом именно благодаря вливаниям наших банков в их украинские отделения РФ по итогам прошлого года оказалась главным инвестором Украины.
Впрочем, на фоне политических игрищ с националистами, шантажом, вандализмом и прочими «прелестями» современной Украины, от властей сегодня, как полагают эксперты, можно ждать любого безрассудства. «Теоретически могут закрыть Сбербанк. У нас и так всё разваливается, потому что никто не думает о будущем, — считает глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко. — А когда не думают о будущем, то можно и дальше всё разваливать».