В «Вашингтон пост» вышла статья, где, по сути, признали применение тактики живого щита военными Украины. Внезапный удар по их репутации с Запада можно объяснить тем, что фактов прикрытия «своими» слишком много. АиФ.ru собрал самые заметные из них.
«Нарушение законов войны»
С первых дней специальной военной операции на Украине оттуда поступает много свидетельств очевидцев об использовании тактики живого щита. Солдаты ВСУ и вооружённые националисты располагаются как можно ближе к мирным жителям, чтобы избежать ударов тяжёлыми видами оружия. Эта эффективная террористическая стратегия не клеится с образом защитников-героев, которые должны заслонять собой сограждан и никак не наоборот. К слову, сами же эти вояки называют людей «мирняком». Неудобный для Украины, но слишком уж заметный факт признали даже в авторитетном американском издании, хотя по понятным причинам там это не назвали прямо «живым щитом».
«Всё чаще украинцы сталкиваются с неудобной правдой: понятное желание военных защищаться от российских атак может поставить гражданских лиц под прицел, — написал в статье корреспондент “Вашингтон пост” Сударсан Рагхаван. — Практически все районы в большинстве городов стали милитаризованными, некоторые сильнее, чем другие, что делает их потенциальными целями для российских сил, пытающихся уничтожить украинскую оборону».
Примечательно, что в начале статьи журналист ссылается на скандально известного украинского депутата Алексея Гончаренко, который когда-то заявлял о желании «вернуть Кубань». В марте после попадания ракеты в один из домов Киева одиозный политик приехал туда и перед камерами обвинил защитников Донбасса в терроре. Он заявил, что в окрестностях якобы нет никаких военных объектов, в которые можно целиться. Но в следующем же абзаце автор опровергает это утверждение Гончаренко. Он пишет, что вскоре после слов депутата на месте событий слышится «свист украинских ракет», выпущенных реактивными системами залпового огня где-то неподалёку с территории города.
Сообщается, что и журналисты издания видели размещение украинской техники возле домов. Представитель правозащитной организации Ричард Вейр называет в статье эту тактику «нарушением законов войны», ведь под угрозу ставят гражданских лиц. По словам Вейра, военные «отвечают по международному праву» за вывод сил с техникой из жилых районов, а если это невозможно, они должны эвакуировать людей. Автор констатирует, что стратегия официального Киева «может ослабить усилия Запада и Украины по привлечению России к юридической ответственности за возможные военные преступления». В материале признаётся, что военная техника — это «законная цель» и при её наличии уже так просто не обвинишь Россию в намеренной атаке на гражданский объект.
«Сейчас будет обратка!»
Одно из первых видео, наглядно иллюстрирующих фактическое использование тактики живого щита военными Украины, записали ещё в феврале, предположительно, жители Северодонецка в ЛНР. На ролике продолжительностью несколько секунд видно стоящий у многоэтажек бронетранспортёр, возле которого собрались люди:
«Уйдите отсюда, у нас полные подвалы детей!» — слышатся за кадром взволнованные женские голоса.
Похожее видео в начале марта сделали жители Харькова, напуганные тактикой своих «защитников». На записи несколько человек общаются с вооружёнными представителями территориальной обороны.
«Вот тут вот поставили пушки, скорее всего, сейчас будет обратка! Вот стоят две школы. Уведите в поле пушки!» — говорит молодым людям женщина, показывая рукой куда-то в сторону. Но её собеседники в ответ только выражают своё недовольство.
«И что, и что!? И вы хотите слить наши позиции?» — восклицает мужской голос.
«Мне вот нравится, когда иногда некоторые девушки пишут: “Уберите арту из города”. Ну, давайте уберём ещё военных из города — добро пожаловать, россияне, заходите, дорогие», — с ехидством заявил чиновник в видеообращении.
Самые страшные свидетельства того, как украинские военные прикрываются мирными людьми, в последнее время приходили из Мариуполя. О нескольких типичных эпизодах преступлений нацистов из запрещённого в России «Азова» рассказала на камеру Наталья Кудинова, сумевшая покинуть освобождённую нашими силами часть портового города. По её словам, с самого начала желавшим покинуть Мариуполь жителям врали, что гуманитарный коридор якобы не пропускает Россия. Людей не выпускали даже из домов.
«Была бабушка с двумя маленькими девочками, одной год и десять, второй — четыре года, — рассказала Наталья Кудинова. — Они сидели всё это время в подвале. Они пытались выйти хотя бы набрать где-то как-то воды. Но рядом стояли “азовцы” и стреляли им под ноги. Кто делал шаг вперёд — стреляли на поражение».
Понимая свою уязвимость в чистом поле, вооружённые формирования Украины используют любую возможность прикрыться мирными жителями. Если нет тяжёлой техники, запасы которой быстро тают в боях, они роют окопы возле многоэтажек. В последние дни много фото со свежими траншеями в жилых массивах выкладывали жители Краматорска, находящегося в зоне расположения самой крупной группировки ВСУ на Донбассе. На все вопросы испуганных горожан глава местной военной администрации Александр Гончаренко заявил, что это якобы ямы для мусора. Чиновнику не поверили, но его успокаивающая версия пришлась очень кстати. Люди стали активно засыпать траншеи отходами, чтобы не дать использовать опасные для них позиции и в то же время избежать обвинений в помощи противнику. Ведь сказали же, что это для мусора!
Неудобные кадры
Статья «Вашингтон пост» при всём её неудобстве для официального Киева имеет выраженный антироссийский характер. Тактика живого щита в ней фактически оправдывается придуманным украинской пропагандой термином «тотальная оборона», что можно трактовать как войну до последнего украинца. При этом автор ссылается на заявления правозащитников о том, что силы России и республик Донбасса якобы неизбирательно наносят удары по гражданским объектам, которые перечисляются в материале. Никаких доказательств не приводится, а все выводы делаются в основном на основе фото и видео, снятых с нужного киевскому режиму ракурса. Большинство таких обманок, которые чаще называют фейками, легко разоблачаются. Причём иногда для этого даже не нужно ничего делать.
Большим конфузом стали кадры, случайно попавшие в объектив телеканала Аль-Джазира. Его корреспондент Махмуд Аль-Зейбак что-то говорит на фоне больничного двора, как вдруг оператор переводит камеру на подъехавший микроавтобус с красными крестами на кузове. Наверняка он ожидал снять вынос раненых «оккупантами» людей, но вместо этого из салона скорой вдруг повалили хорошо экипированные украинские военные. Поняв, что внутри нет никакой крови для яркой картинки, оператор отвёл камеру обратно. Возможно, он даже не понял, что снял неудобные для Украины кадры. По сути, использование медицинских машин можно считать вариантом живого щита, причём особо циничным. Военные не только прикрываются красными крестами, но и лишают раненых людей шанса на неотложную медпомощь. К слову, наши военные рассказывали в СМИ, что специально убирают кресты с едущих в колоннах санитарных машин, потому что их атакуют первыми. Расчёт на то, чтобы врачи не смогли помочь раненым, и ущерб был максимальным.
Ещё одним разоблачением обернулась история с ударом ВКС России по неработающему торговому центру в Киеве. С той стороны утверждали, что мы «опять» атаковали гражданский объект. Но затем появились кадры, снятые с военных беспилотников и из окон простыми киевлянами. На них хорошо видно, что на территории ТЦ стояли реактивные системы залпового огня и оттуда же выпускали ракеты. По факту в этом случае украинские военные тоже прикрывались своими согражданами, ведь иначе никак не объяснить размещение тяжёлого вооружения в таком месте. Стоит ли объяснять, что эта тактика бы просто не имела никакого смысла при нанесении неизбирательных ударов по гражданским объектам, в которых винят ВС России.
Также в использовании тактики живого щита признаются пленные украинские военные. К примеру, об этом рассказал выживший боевик «Азова» из сбитого недавно в районе Мариуполя вертолёта. По его словам, командиры отдавали им приказы занимать позиции в жилых «девятинах». Много страшных свидетельств на эту тему передают и защитники Донбасса. Например, об этом написал в своём Телеграм-канале командир батальона «Восток» МВД ДНР Александр Ходаковский, выложивший свежие кадры со сдавшимися в плен 267 украинскими морпехами:
«Прижали противника крепко — начал сдаваться. Но если эти могут рассчитывать на амнистию, то азовцы знают, что их ждёт приговор. Местные жители во множестве рассказывают, что как только мы подошли к Мариуполю и взяли его в кольцо, азовцы начали кампанию по затягиванию гражданского населения в промзону Азовстали. Писали смс, ходили по домам и предлагали уходить к ним — дескать, там безопасно, есть всё необходимое. На самом деле всё просто — нужен живой щит».