Далёкая близкая Африка. Проблемы Франции открывают перспективы России

«Поклонник Владимира Путина» может стать претендентом на пост президента Сенегала. © / www.globallookpress.com

Недавно 94 французских сенатора обратились с открытым письмом к президенту Макрону. «Вчерашняя Франко-Африка заменена военной Русо-Африкой, экономической Китай-Африкой или дипломатической Америко-Африкой», — цитирует их обращение газета Le Figaro.

   
   

Дружба закончилась?

Сенаторы признают, что такие страны, как Мали, Центральноафриканская Республика (ЦАР), Буркина-Фасо и Нигер, отдалились от Франции. Они отвергли француз­ский бизнес, в них проходят антифранцузские демонстрации. В Алжире, говоря о сближении с Парижем, тут же вспоминают о французском «Великом Сатане», ответственном за все беды своего народа. А неповоротливость французской дипломатии в отношении Марокко вынуждает государство искать друзей в других странах.

Но проблемы ­французской политики в Африке этим не ограничиваются, отмечают сенаторы. Антифранцузские выступления начались в странах, которые в Париже до сих пор считали друзьями, – в Кот-д̓Ивуаре и Сенегале. На примере последнего стоит остановиться подробнее.

В феврале 2024 г. в Сенегале – бывшей французской колонии – пройдут президентские выборы. Одним из претендентов на президентский пост может стать Усман Сонко – бывший чиновник налоговой службы с репутацией «сенегальского Трампа» и «поклонника Владимира Путина». Недавно действующий президент Маки Саль объявил, что не будет нарушать Конституцию и не выдвинет свою кандидатуру на третий срок. То есть на выборы пойдут его союзник Идрисса Сек и оппозиционер Сонко.

 

Отказаться от франка

Почему эти выборы будут важны не только для Сенегала? Дело в том, что со дня объявления независимости Сенегала в этой западноафриканской стране не было государственных переворотов, что для Африки редкость. В 2016 г. сенегальские законодатели изменили Конституцию, исключив возможность избираться на пост президента более двух раз. Маки Саль впервые был избран в 2012-м. Он пытался было доказать, что к нему по­правка не имеет отношения, но в итоге согласился с ней.

49-летний основатель партии «Патриоты Сенегала за труд, этику и братство» (PASTEF) Усман Сонко стал разоблачителем серых финансовых схем сенегальской элиты и зарубежных компаний, в частности канадской SNC-Lavalin Mauritius. Он победил на выборах мэра крупнейшего города на юге страны Зигиншора и стал по­пулярен среди молодёжи. А в Сенегале больше 40% населения – это подростки младше 15 лет.

Сонко критикует Францию, требует отказа от франка КФА (единой валюты бывших французских колоний, которая печатается во Франции) и заявляет, что прежние отношения между странами уже невозможны. При этом утверждает, что не является категорическим противником Парижа. Такая позиция сделала его узнаваемым. Но по мере роста популярности против Сонко начали возбуждать уголовные дела. Сотрудница массажного салона обвинила его в изнасиловании и угрозах. Политика попытались арестовать, однако сторонники смогли его отбить. После 2 лет разбирательств факт изнасилования суд признал недоказанным, оставив только обвинение в совращении несовершеннолетней.

   
   

Далее Сонко устроил «марш свободы» через крупнейшие города. По дороге его задержали, а его партию PASTEF запретили. Министр туризма Маме Ньянг обвинил политика в клевете. В завершение Сонко получил ещё и обвинение в краже сотового телефона у жандарма.

Адвокат назвал всё это фарсом. А сторонники говорят, что, даже оказавшись в тюрьме, политик сможет участвовать в выборах.

Переговоры с Путиным

В 2019 г. сторонники действующего президента Маки Саля заявили, что Сонко «получил два чемодана денег» из России. Доказательств связей с Москвой они не привели. Российское посольство обвинения отвергло. Но они сыграли в пользу Сонко, наделив его имиджем «сторонника Путина», на которого могут сделать ставку не только российские политики, но и крупный бизнес в расчёте, что смена власти позволит России расширить своё экономическое присут­ствие в Сенегале.

Напомним, что за последние годы в странах Африки произошёл целый ряд переворотов. В Буркина-Фасо к власти пришёл Поль Анри Дамиба, в Мали – полковник Ассими Гоита, в Гвинее – полковник Мамади Думбуя. В ЦАР был избран новый президент – Форстен-Арканж Туадера. Практически повсюду военные обвинили свергнутых президентов в неспособности противостоять террористам, экстремистам, бедности, коррупции и заявили о намерении пересмотреть условия сотрудничества с Францией. А власти ЦАР и Мали воспользовались помощью ЧВК «Вагнер».

И вот Сонко, комментируя слухи о возможной поддержке со стороны российского президента, стал говорить, что если Владимир Путин пригласит его на переговоры, то он обязательно примет приглашение – так же, как и на переговоры с другими мировыми лидерами. Но, по его словам, «замена одного флага на другой не поможет суверенитету».

«Необходима открытость. В случае России нужно не партнёрство в военной сфере, а партнёрство более конструктивное, касающееся развития во всех областях», – заявил он.