«Дальнобои рулят». Как Канада бунтует против антиковидных ограничений

15 февраля в Канаде впервые в истории был задействован «Закон о чрезвычайном положении». Он расширяет полномочия правительства для подавления протестов. Поводом стали продолжающиеся уже почти месяц акции дальнобойщиков против антиковидных ограничений. Ирония ситуации заключается в том, что канадское правительство во главе с премьером Джастином Трюдо традиционно поддерживает выступления оппозиции по всему миру. Однако, когда протесты вспыхнули в самой Канаде, Трюдо решил ввести практически военное положение.

   
   

С чего начались протесты?

Канадские протесты тесно связаны с антикоронавирусными мерами. Осенью 2021 года Канада вместе с США ввела обязательную вакцинацию для большинства граждан, не имеющих медотвода. Поскольку обе страны в тот момент переживали сбои поставок, было решено сделать временные исключения для перевозчиков грузов, в том числе для дальнобойщиков.

15 января срок временного исключения истек. После этого канадские дальнобойщики должны были либо иметь справку о полной вакцинации, либо сидеть на карантине две недели после возвращения из поездки в соседние Штаты. Поскольку доход дальнобойщиков напрямую зависит от количества совершенных рейсов, многие из них фактически остались без средств к существованию.

По данным Альянса канадских ассоциаций грузовых автоперевозок, 85% из 120 тыс. канадских дальнобойщиков вакцинированы, и эти ограничения их затронуть не могли. Однако тут включилась водительская солидарность. Дальнобойщики создали движение «Автоколонна свободы» в поддержку своих непривитых товарищей, рискующих остаться без работы, объявили о сборе средств на протест на нескольких краудфандинговых платформах и составили петицию в адрес канадского правительства с требованием отмены обязательной вакцинации и защиты тех, кто выступает против нее, от нападок властей.

23 января дальнобойщики со всей страны начали собираться в канадской столице, чтобы лично донести петицию до правительства. В заявлении движения они принесли жителям страны извинения за возможные сбои в поставках и другие неудобства и отметили, что им не оставили выбора, кроме как протестовать.

Марш на Оттаву

Когда протестующие стали собираться в столице, ситуация для правительства начала резко ухудшаться. К дальнобойщикам стали присоединяться вообще все, кто недоволен политикой ультралевого кабинета Джастина Трюдо. Требования также начали разрастаться вплоть до полной отмены всех антиковидных ограничений и отставки правительства.

К 29 января в Оттаве (городе с 900-тысячным населением) собралось до 50 тыс. протестующих и около 3 тыс. фур. Движение в столице оказалось фактически заблокировано огромным количеством грузовиков. Протестующие разбили на улицах Оттавы палаточные лагеря, куда постоянно подвозятся продукты и горючее. Короче, канадская столица столкнулась со всем тем, что Джастин Трюдо так страстно поощрял в других странах мира: премьер, например, известен своей поддержкой протестов в России и Белоруссии.

   
   

10 февраля сразу несколько автомобильных концернов объявили о частичном или полном закрытии заводов по обе стороны границы между Канадой и США. Причиной стала нехватка запчастей: дальнобойщики полностью перекрыли движение по мосту Амбассадор между США и Канадой. Через этот мост проходит более 25% объема грузовых перевозок между странами. По оценкам Министерства транспорта США, по нему ежегодно провозится товаров на $600 млрд. Акции протеста тем временем начались и в других канадских городах, в том числе в Торонто и Ванкувере.

Фото: Reuters

Реакция властей

Практически в самом начале протестов Трюдо покинул Оттаву вместе с семьей «по соображениям безопасности». Своих оппонентов премьер обвинил в том, что среди них много «вандалов» и «расистов». Среди протестующих действительно много представителей правых движений, которым не нравится политика Трюдо. Здесь есть в том числе и сторонники конспирологического движения QAnon, некоторые из членов которого в прошлом году шли на штурм Белого дома, и поклонники Конфедерации, а полиция постоянно отчитывается о случаях оскорблений на расовой почве. И всё же это лишь малая часть недовольных.

Остальных Трюдо обвинил в том, что они «разрушают канадскую экономику». «У канадцев есть право на протест, право не соглашаться с правительством и делать так, чтобы их услышали, — заявил он. — Мы всегда будем защищать это право. Но давайте начистоту: у них нет права блокировать нашу экономику, или нашу демократию, или повседневную жизнь наших сограждан».

Мэр Оттавы назвал происходящее «осадой» и 6 февраля ввел чрезвычайное положение. На помощь 1,2 тыс. столичных полицейских было направленно еще 1,8 тыс. стражей правопорядка. За две недели было возбуждено более 80 уголовных дел. Власти обвинили протестующих в том, что они «чересчур организованны». «Среди участников протестов явно есть люди с военным опытом, судя по тому, как они расставляют грузовики по дорогам, чтобы блокировать улицы, — заявил каналу CBC профессор криминалистики Университета Оттавы Майкл Кемпу. — Всё это напоминает военную операцию».

13 февраля полиция начала свою операцию по разгону протестующих у моста Амбассадор. Большая часть из них ушла после предупреждения об аресте, оставшиеся (около 25 человек) были задержаны. Движение по мосту удалось возобновить.

Наконец, 15 февраля в Канаде впервые в истории был задействован «Закон о чрезвычайном положении». Теперь правительство может запретить «любые публичные собрания, которые могут привести к нарушению общественного порядка».

«Мы терпеливые люди»

Тем не менее просто подавить силовым способом протест Трюдо не может. Протестующие пользуются поддержкой не только простых граждан (по данным канадского Института стратегического диалога, посты «Автоколонны свободы» лайкнули более 10 млн раз), но и некоторых политиков. В том числе и американских. Например, экс-президент США Дональд Трамп назвал происходящее «мирным протестом против политики ненормального левака Трюдо, разрушающего Канаду своими безумными законами». Сенатор Тед Круз заявил, что канадские дальнобойщики «защищают американские ценности». Поддержал протестующих даже миллиардер Илон Маск. «Канадские дальнобои рулят», — написал он в Twitter.

Власти части канадских регионов пошли навстречу протестующим. Так, в Альберте и Саскачеване отказались от паспортов вакцинации и не требуют ношения масок детьми, в Онтарио открыли рестораны и кинотеатры. Однако протесты пока продолжаются. Дальнобойщики настаивают на том, чтобы их требования были приняты полностью и повсеместно, а не по частям в отдельных регионах. «Мы терпеливые люди, — заявил Бен Дихтер, один из лидеров протестующих. — Правительство недооценивает нашу решимость».