Заместитель главы МИД Польши Павел Яблонский заявил, что Украине нечего и мечтать о вступлении в Евросоюз без эксгумации останков поляков с мест массовых захоронений, в том числе останков жертв Волынской резни. «Без решения этого вопроса не будет долгосрочного примирения с Украиной», — уточнил он.
Как известно, Волынская резня — массовое убийство жителей Волыни польской национальности боевиками Организации украинских националистов — Украинской повстанческой армии (ОУН-УПА, признана экстремистской и запрещена в РФ) в 1943 году.
Владимир Кожемякин, аif.ru: Юрий Константинович, зачем поляки выдвигают такие требования к украинцам?
Юрий Бондаренко: Даже если Украина эксгумирует останки абсолютно всех жертв Волынской резни и выполнит все возможные требования Польши, то все равно не вступит в Евросоюз — из-за объективных экономических обстоятельств в ЕС и из-за состояния войны с Россией. Прибавьте к этому претензии к Киеву Венгрии и Словакии, от которых те никогда не откажутся.
Польские власти стремятся выглядеть перед своим народом патриотами без страха и упрека — мол, они жизнь кладут за то, чтобы добиться правды и справедливости, отстоять польское имя и польские интересы. Понимая при этом, что козыри у них в руке и что Украина от них сильно зависит, а на протяжении последних месяцев стала зависеть в разы больше. В частности, открытых пограничных переходов в Европу в условиях, когда разгромлены украинские порты на Черном море, у Украины осталось не так много. Поэтому поляки в своих требованиях к Киеву стали жестче. И естественно, что требование эксгумировать жертв Волынской резни — не последняя польская претензия.
Слабо верится, что украинцы пойдут на эксгумацию каких-бы то ни было захоронений поляков — поскольку это несет в себе риски очень неприятных открытий. Например, в числе жертв окажутся дети, число которых, допустим, будет уступать числу жертв израильских бомбардировок в секторе Газа, но незначительно. И что тогда? Тогда ты извиняйся, не извиняйся, но никакого примирения не будет.
— В Польше уже призывали Зеленского извиниться перед польским народом за Волынскую резню, но он отказался...
— Извинений полякам уже будет мало. Без эксгумации теперь не обойдется, поскольку до Зеленского на Украине извинялись перед польским народом уже все: Порошенко, Ющенко и т. д.
— Так ли уж в действительности заботит поляков эта эксгумация и нужно ли им вообще «долгосрочное примирение с Украиной»?
— Не первое и не второе. Поляки очень хорошо осведомлены о том, что такое Волынская резня, поэтому результаты эксгумации интересуют их в меньшей степени. В такой же степени их интересует и «примирение с Украиной». В это в Польше мало кто верит: сама идея такого «примирения» остается на уровне лозунгов. Хотят же поляки другого: чтобы Украина призналась в том, что она — вассал Польши. И желательно стала таким вассалом. Чтобы украинцы служили польским господам и все время подчеркивали при этом свое подчиненное положение — мол, «мы добровольно пришли в услужение к нашим освободителям».