В апреле ВСУ получили несколько бронетранспортеров YPR-765, снятых с хранения Нидерландами. Они попали в зону боевых действий, однако их количество постоянно сокращается. Они сильно устарели по сравнению с современной техникой, да и износ сказывается на функциональности.
Количество неизвестно
Согласно источникам, ВСУ получили четыре-пять десятков машин, не больше. Украина, впрочем, писала о трех сотнях экземпляров, но поверить в это довольно сложно. Нидерланды довольно быстро организовали транспортировку техники и обучили экипажи. Уже через месяц появились фотографии техники на Украине, но не более нескольких штук в кадре.
Гибкая конфигурация
YPR-765 выпускают в разных версиях. Наиболее распространенными стали машины для перевозки бойцов и сопровождения их огневым прикрытием. Также были разведывательные, командно-штабные, санитарные машины. Машины делали строго под интересы заказчика.
ВСУ получили машины в конфигурации бронетранспортеров, у них была открытая башенка с пулеметом. Интересно, что оружие к машинам не прилагалось, очевидно, по определенным политическим причинам.
Защита и нападение
Боевая масса поставленной ВСУ машины составляет около 14 тонн, она может перевозить до семи десантников. У него особый бронекорпус из алюминия, обшитого стальными листами, а пространство между ними запенено. Машина выдерживает попадание небольших снарядов спереди, точный уровень крепости брони зависит от конфигурации. Максимальная скорость невелика — всего 61 км/ч. Все это делает машину откровенно слабым звеном на фоне современных представителей армейской техники. Фактически это чуть укрепленный неспешный грузовичок.
Слабы духом
Уже в начале июня машины стали выходить из строя, так, российские военные стали находить брошенные экземпляры без видимых повреждений. Например, БТР YPR-765 просто застревали в болотистой почве, и их бросали. Очевидно, машины не представляли большой ценности для ВСУ.
Такие брошенки находились снова и снова, и даже стали появляться уже подбитые БМП. Впрочем, их по-прежнему применяют в войсках — скажем, при контрнаступлении на Херсоне.
Зарубежный интерес
YPR-765 является глубоко модернизированным классическим американским БТР M113. Первый вариант бронемашины был создан в конце шестидесятых годов, потом неоднократно дорабатывался. Пентагону бронетранспортер не понравился, а вот за рубежом внимание привлек, в том числе Нидерландов. В 1974 году они провели испытания и вскоре заключили контракт на поставку. Они подписали соглашения, в которых было обозначено разрешение лицензионной сборки на голландских предприятиях. Нидерланды приобрели более двух тысяч машин, уже тогда называющихся YPR-765. Кроме того, машины заказала Бельгия и Турция, также крупными партиями. В меньших количествах техника поставлялась в страны Азии, Южной Америки и Африки.
Однако Нидерланды уже отказались от машин, Бельгия в процессе отказа.