Что за российский бронепоезд был использован для эвакуации на Украине?

Ответ редакции

Российская группировка войск, задействованная в специальной военной операции, на днях пополнилась новой неожиданной боевой единицей. К решению гуманитарных задач был привлечен бронепоезд железнодорожных войск, который обеспечивал эвакуацию 248 человек из зоны боев в Херсонской области в Крым. Теперь бронепоезд может приступать к решению боевых задач разного рода.

   
   

Сейчас бронепоезда считаются довольно экзотическим вооружением, почти ушедшим в историю. На исходе XX века большинство стран мира от них отказались, но на вооружении советских железнодорожных войск они состояли вплоть до начала 1990-х годов. На вооружении российских ЖДВ до сих пор состоит несколько серийных бронепоездов БП-1, построенных еще в последние годы существования СССР. Какой из наличных бронепоездов ЖДВ задействован в операции, неизвестно. Его цели и задачи до определенного времени тоже не раскрывались.
 

Что он может?

Кроме гуманитарной миссии бронепоезд способен выполнять достаточно широкий круг задач. Основными являются патрулирование, а также противодействие диверсиям и засадам. Кроме того, он должен сопровождать гражданские и грузовые составы, защищая их от возможных нападений. Поезд может осуществлять разведку путей и определять их состояние, а при необходимости и прикрывать ремонтные подразделения. В зависимости от обстановки и поставленных задач он способен поддерживать огнем любые другие подразделения, работающие вблизи путей. Бронепоезд может участвовать практически в любых операциях, где требуется защита и огневая мощь на путях или в непосредственной близости от них.

Вооружение

В голове поезда находилась бронированная платформа, вероятно, взятая у «бронелетучки» БТЛ-1. За нею стоит тепловоз типа ТЭМ18ДМ. Также в составе присутствуют бронированный штабной вагон и две платформы с артиллерией. Имеются пассажирские вагоны для перевозки личного состава и платформа с неизвестным грузом под маскировочной сеткой.

Вагоны российских бронепоездов имеют защиту от стрелкового оружия и осколков снарядов. На некоторых участках конструкции предусматривается защита от малокалиберной артиллерии. Основным вооружением бронепоезда в его текущей конфигурации являются четыре двуствольные установки ЗУ-23, размещенные по две на двух бронеплощадках. Кроме того, экипаж поезда имеет личное оружие. Вероятно, в его распоряжении имеются и другие системы для защиты от воздушного нападения, бронетехники и т. д.

Бронепоезд можно дополнительно оснастить платформами с танками на них. В таком случае возможности по наблюдению, поиску и поражению целей значительно возрастают. На тех же платформах можно перевозить необходимые грузы, что упрощает организацию логистики в опасных зонах.

Несмотря на зависимость от железных дорог, бронепоезд отличается достаточно высокой мобильностью. По существующим путям он может быстро прибывать на заданную позицию. При этом конфигурация железнодорожной сети обеспечивает доступ практически в любые стратегически важные районы.

   
   

Чеченский опыт

Последний раз бронепоезда применялись во время чеченской военной кампании, в 2000 году были задействованы два спецпоезда: «Казбек» и «Дон». В 2002 году были сформированы бронепоезда «Амур», «Байкал» и «Терек». Все они отличались друг от друга по оснащению и составу. Спектр задач у бронепоездов был весьма широкий: недопущение «рельсовой войны», противодействие диверсиям на железной дороге, обеспечение бесперебойной работы железнодорожного транспорта, разминирование, боевое сопровождение воинских эшелонов.

Достоинства и недостатки

У современных бронепоездов имеется ряд ограничений, например, вряд ли они способны вести равный и эффективный бой с танковыми подразделениями или артиллерией противника. Кроме того, они уязвимы для атак с воздуха. Все это можно компенсировать. Сократить риски и получить максимум выгоды можно с помощью грамотного применения бронепоезда.

Актуальное и современное

Таким образом, несмотря на кажущуюся архаичность, бронепоезд остается вполне современной и актуальной боевой единицей. Он способен эффективно решать различные боевые и вспомогательные задачи на железнодорожной сети и вблизи нее и потому сохраняет свое значение для войск. При этом объективные недостатки разного рода без особого труда обходятся за счет грамотного планирования и применения.

Источник: https://tvzvezda.ru/