Россия может пересмотреть договор об аренде пограничного Сайменского канала с Финляндией в случае ее вступления в НАТО, сообщает газета «Известия» со ссылкой на первого зампреда международного комитета Госдумы Дмитрия Новикова.
Канал соединяет сеть Сайменских озер с Финским заливом и считается важнейшей транспортной артерией страны. Финляндия арендует российский участок до 2063 года.
Когда был подписан договор?
Договор между СССР и Финляндией о передаче в аренду Финляндской Республике советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий был подписан 27 сентября 1962 года. В арендованные территории также вошёл участок между автодорогой Нуйямаа — Брусничное и самим каналом. Площадь переданных в аренду земель (без острова Малый Высоцкий) составила 9,67 кв. км, водной акватории — 1,91 кв. км.
Срок аренды российской части канала истекал 1 января 2013 года. В 2010 году стороны согласовали проект нового документа. Договор о продлении аренды на 50 лет — до 2063 года — был подписан 27 сентября 2010 года премьер-министром России Владимиром Путиным и премьер-министром Финляндии Матти Ванханеном.
17 февраля 2012 года новый договор вступил в силу. Он предусматривает передачу в аренду сроком на 50 лет Финляндии части территории РФ, включающую российскую часть Сайменского канала с прилегающими акваторией и земельным участком (за исключением использования недр и лесов, находящихся на арендуемой территории).
Согласно договору, Финляндия приняла обязательства в течение пяти лет провести коренную реконструкцию Сайменского канала, а Советский Союз — построить на этом канале мосты и некоторые другие сооружения (однако средства на это строительство обязывалась выделить Финляндия)
В договоре также предусматривалась возможность изменения арендной платы «в случае, если золотое содержание рубля будет изменено». Этой частью договора Россия воспользовалась в 1990-е годы, сменив валюту взимания арендной платы. А в 2006 году Россия выдвинула требования о пересмотре величины арендной платы, поскольку получаемые от аренды средства не покрывали затраты на поддержание в судоходном состоянии подходов к каналу.
По условиям действующего договора размер постоянной арендной платы составляет 1,220 млн евро в год, размер переменной арендной платы составляет 0,18 евро на каждую единицу валовой вместимости прошедших по каналу судов.
Где находится Сайменский канал и когда он был построен?
Сайменский канал — судоходный канал, соединяющий озеро Сайма в Финляндии с Финским заливом. Он начинается в Выборге (Россия, Ленинградская область) и заканчивается в Лаппеенранте (Финляндия).
Канал обеспечивает возможность судоходства из внутренних вод Восточной Финляндии в Россию и страны Европы. Он был построен в 1856 году, когда Финляндия входила в состав России. В 1940 году канал прекратил функционировать в связи с тем, что по Московскому мирному договору между СССР и Финляндией от 12 марта 1940 года часть канала оказалась на территории СССР.
Общая протяженность Сайменского канала составляет 57,3 км с морским фарватером, из них 23,3 км — на территории Финляндии, 19,6 км — на арендуемой Финляндией российской территории и 14,4 км — на территории России в Выборгском заливе.
Сколько длится навигация?
Канал доступен для прохода речных, озерных и морских судов. Движение судов осуществляется круглосуточно. Продолжительность навигации зависит от ледовых условий и в среднем составляет 275 дней (9 месяцев).
Через канал ежегодно проходит свыше 2,5 млн тонн грузов, почти 3 тыс. судов. В основном перевозки приходятся на сырьевую древесину и пиломатериалы, бумагу и целлюлозу, сырьевые минералы.
Максимальная проектная пропускная способность канала — 11 500 судов в оба направления, грузооборот — 4,6 млн тонн за навигационный период.
Источник:
https://docs.cntd.ru/document/902298924