Президент Литвы Гитанас Науседа заявил о том, что НАТО пора признать подписанный в 1997 году основополагающий акт об отношениях и сотрудничестве между альянсом и Москвой недействительным и создать постоянные военные базы у границ России. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на интервью главы государства в газете The Times.
Науседа напомнил о том, что акт НАТО — Россия предполагает неразмещение на территории новых членов альянса ядерного оружия и существенных боевых сил на постоянной основе.
«Когда Россия активно размещает тактическое ядерное оружие в Белоруссии, а у нас есть все доказательства того, что это происходит, мы должны уже наконец признать, что основополагающий акт Россия — НАТО мертв. В отсутствие этого шага он по-прежнему мешает трезво мыслить многим столицам [альянса] и держит нас в серой зоне стратегической двусмысленности», — заявил в интервью лидер Литвы.
Что за основополагающий акт НАТО — Россия?
Согласно договору, РФ и НАТО взяли на себя обязательство по совместному построению прочного и всеобъемлющего мира в евроатлантическом регионе «на принципах демократии и безопасности, основывающейся на сотрудничестве».
В документе сказано, что «Россия и НАТО не рассматривают друг друга как противников». Их общей целью является преодоление конфронтации и соперничества, а также укрепление взаимного доверия.
Согласно задачам настоящего Акта, Россия и НАТО подтверждают свою готовность создать «стабильную, мирную и неразделенную Европу» на благо всех ее народов.
«Принятие этого обязательства на высшем политическом уровне является началом фундаментально новых отношений между Россией и НАТО. Они намерены развивать на основе общих интересов, взаимности и транспарентности прочное, стабильное и долговременное партнерство», — говорится в Акте.
Принципы
Для достижения основных задач стороны должны придерживаться принципов, расписанных в Акте. Вот они:
- развитие на основе транспарентности прочного, стабильного, долговременного и равноправного партнерства и сотрудничества с целью укрепления безопасности в евроатлантическом регионе;
- признание жизненно важной роли демократии в развитии общего процветания и всеобъемлющей безопасности;
- отказ от применения силы или угрозы в отношении друг против друга или против любого другого государства (действия не должны противоречить Уставу ООН или Хельсинкскому Заключительному акту);
- уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств;
- взаимная транспарентность в разработке и осуществлении оборонной политики и военных доктрин;
- предотвращение конфликтов и урегулирование споров мирными средствами в соответствии с принципами ООН и ОБСЕ;
- поддержка миротворческих операций, осуществляемых под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственностью ОБСЕ.
Механизм консультаций и сотрудничества. Совместный постоянный совет Россия — НАТО
В целях разработки общих подходов к европейской безопасности и политическим вопросам участники создали Совместный постоянный совет Россия — НАТО. Основной задачей Совета является формирование высокого уровня доверия и сотрудничества между участниками договора в целях достижения безопасности друг друга и всех остальных стран Европы.
«В случае возникновения разногласий Россия и НАТО будут предпринимать усилия к их урегулированию в духе доброй воли и взаимного уважения в рамках политических консультаций», — уточняется в Акте.
Совет будет проводить встречи два раза в год на уровне министров иностранных дел и обороны, а также на уровне послов или постоянных представителей при Североатлантческом совете — ежемесячно.
При этом, согласно документу, Совет будет осуществлять три конкретных вида деятельности:
- проведение консультаций по темам, изложенным в третьем разделе Акта, а также по любому другому политическому вопросу или вопросу безопасности;
- выработка совместных инициатив, по которым Россия и НАТО договариваются делать параллельные заявления или одновременно предпринимать какие-либо действия;
- в случае достижения консенсуса принятие совместных решений и осуществление совместных действий, в том числе миротворческих операций под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственностью ОБСЕ.
Области консультаций и сотрудничества
Россия и НАТО, говорится в документе, сосредотачивают свое внимание на конкретных областях, представляющих взаимный интерес. Так, они проводят консультации и стремятся осуществлять сотрудничество в определенных областях. Вот некоторые из них:
- вопросы, представляющие взаимный интерес, относящиеся к безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе;
- предотвращение конфликтов, включая превентивную дипломатию, урегулирование кризисов и разрешение конфликтов;
- совместные операции, включая миротворческие операции под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственностью ОБСЕ;
- участие России в Совете Евроатлантического партнерства и программе «Партнерство ради мира»;
- обмен информацией и консультации по вопросам стратегии, оборонной политики, военных доктрин России и НАТО, а также бюджетам и программам развития инфраструктуры;
- вопросы контроля над вооружениями;
- весь спектр вопросов ядерной безопасности;
- предотвращение распространения ядерного, биологического и химического оружия и средств их доставки и другие вопросы, связанные с борьбой с незаконным оборотом ядерных материалов;
- возможное сотрудничество в области тактической противоракетной обороны;
- укрепление региональной безопасности воздушного движения и пр.;
- координация программы расширенного сотрудничества между соответствующими военными организациями;
- конверсия оборонной промышленности;
- осуществление совместных инициатив и учений в области ЧС и ликвидации последствий катастроф;
- борьба с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков.
Военно-политические вопросы
Военно-политические вопросы подразумевают собой сохранение и укрепление стабильности и безопасности в евроатлантическом регионе, которые обязуются соблюдать Россия и НАТО.
В свою очередь, государства — члены НАТО подтверждают, что не имеют намерений или планов для размещения ядерного оружия на территории новых членов и не видят необходимости изменять ядерную политику НАТО ни в настоящем, ни в будущем. Это означает, что у Северноатлантического альянса нет повода «создавать места хранения ядерного оружия на территориях этих стран ни путем строительства новых объектов хранения ядерного оружия, ни путем приспособления старых объектов хранения ядерного оружия».
В документе уточняется, что под «местами хранения ядерного оружия» подразумеваются специально предназначенные для размещения ядерного оружия объекты. Речь идет о всех видах защищенных наземных и подземных сооружений (хранилищ и устройств), предназначенных для хранения ядерного оружия.
Подробнее с положениями Акта можно ознакомиться тут.
Источники: