Правительство РФ разработает ряд законопроектов в рамках присоединения к Найробийской международной конвенции. Об этом на заседании кабмина объявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. По его словам, документ позволит решить вопрос с утилизацией затонувших судов.
Что такое Найробийская международная конвенция?
Найробийская международная конвенция об удалении затонувших судов была принята 18 мая 2007 года в Найроби (Кения). Она предусматривает создание единых межгосударственных правил удаления затонувших судов и выплаты компенсаций за понесенные расходы. Кроме того, документ предполагает финансовую ответственность судовладельца за последствия аварии. Документ ратифицирован более чем в 35 странах, среди них — Германия, Франция, Швейцария, Китай, Кения, Иран, ЮАР и другие.
Как будет действовать конвенция в России?
Проблема затонувших судов обсуждается не один год. Одна из самых тяжелых ситуаций сложилась на Дальнем Востоке: там затоплено более 500 судов.
Внимание на проблему затонувших кораблей в кабмине обратили в августе 2020 года. Тогда Михаил Мишустин во время визита осмотрел порт Магадана и назвал его «кладбищем кораблей». Премьер поручил профильным министерствам ввести новые обязательства для собственников затонувших судов. В частности, Мишустин потребовал усилить финансовую ответственность за несвоевременный подъем транспортного средства. Также ведомствам поручили разработать механизм финансирования подъема и утилизации затонувших судов за счет субсидий, которые предоставляются на конкурсной основе.
Тогда же кабмин разработал и опубликовал законопроект о присоединении России к Найробийской конвенции.
Как пояснил 8 июля 2021 года на заседании правительства Михаил Мишустин, документ не только обязывает владельцев сообщать о факте гибели судна и опасности его груза, но и возлагает на них ответственность за удаление затонувших кораблей. Мишустин привел пример с утилизацией автомобилей: в соответствии с действующим законодательством, автовладельцы обязаны утилизировать старую машину, а не бросать ее на дороге.
«Такую же привычку нужно сформировать и в сфере судоходства. Чтобы старые корабли и баржи не оставляли вдоль берегов, их ржавые остовы не портили пейзаж, не затрудняли перевозку людей и грузов и не наносили вред окружающей среде», — сообщил Михаил Мишустин.
В случае ратификации документа собственник судна должен будет оформить страховку или предоставить иное финансовое обеспечение своей ответственности. После того как конвенцию ратифицируют, в парламент внесут подготовленные законопроекты, которые уточнят механизмы ее действия на территории России.
На какие воды будет распространяться действие конвенции?
Действие конвенции в РФ, как поясняет «Коммерсант» со ссылкой на текст законопроекта, будет распространяться не только на экономическую зону, но и на территориальное море. Тем не менее страна, оставляя за собой право приоритета конституционных норм перед международными, не будет признавать положения конвенции, касающиеся разрешения споров на Международном трибунале по морскому праву.