Что известно о строительстве судоходного канала «Стамбул»?

Категория:  Политика
Ответ редакции

В Турции начали строить судоходный канал «Стамбул». По словам президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, его строительство планируют завершить через шесть лет. 

   
   

Что известно о строительстве канала? 

«Стамбул» соединит Мраморное и Черное моря и пройдет параллельно Босфору. Проект строительства канала был предложен советником министра энергетики Турции Юкселем Агалием еще в августе 1990 года. По замыслу турецких властей, канал должен разгрузить переполненный Босфор, через который каждый год проходит более 50 тысяч различных судов, в том числе танкеры с нефтью. 

В 2011 году идею сооружения канала поддержал премьер-министр Реджеп Эрдоган. Изначально предполагалось, что канал пройдет западнее города Силиври. Позднее власти решили отодвинуть его дальше на восток, чтобы он проходил в черте Стамбула. Завершение проекта предполагалось приурочить к столетнему юбилею со дня основания Турецкой Республики в 2023 году. 

Где в итоге построят канал? 

Канал «Стамбул» построят в границах Кючюкчекмедже, Авджилар, Башакшехир и Арнавуткей. Он будет иметь длину 45 километров, ширину 275 метров и глубину 20,75 метра. По каналу смогут проходить нефтеналивные танкеры длиной до 275 метров и контейнеровозы длиной до 351 метра. Кроме того, через канал будет построено шесть мостов.

Какой будет пропускная способность канала? 

По предварительным расчетам, пропускная способность нового канала составит 150-160 судов в день.

Утвержденный маршрут судоходного канала «Стамбул». Фото: Commons.wikimedia.org

Зачем понадобилось строительство канала? 

Цель проекта — сокращение морского трафика через Босфор и сведение к минимуму рисков и опасностей, связанных в том числе с нефтяными танкерами. Как заявляют турецкие власти, прохождение через Босфор каждого большого корабля представляет серьезную опасность для Стамбула. В случае аварии на каком-либо судне флора и фауна в Черном, Мраморном и Эгейском морях может оказаться под большой угрозой.

Ежегодно по Босфору идет очень интенсивное движение судов всех классов и грузоподъемности (около 45 тыс. судов). Согласно прогнозам, количество кораблей, которые проходят через Босфор, в 2050 году достигнет 78 тысяч. При этом безопасная пропускная способность Босфора составляет 25 тысяч судов.

   
   

Сколько потратят на строительство канала? 

Стоимость проекта оценивается в 15 млрд долларов (в том числе 1,4 млрд — на мосты). В то же время британская газета The Guardian сообщает, что на недавней конференции во Франции девелоперы оценили реальную итоговую стоимость проекта в 65 млрд долларов.

Подпадает ли канал под конвенцию Монтрё?

Канал «Стамбул» не будет связан с конвенцией Монтрё*. Прокладка нового судоходного канала «Стамбул» в обход Босфора не изменит международно-правовой режим, предусмотренный документом от 1936 года, заявил посол России в Анкаре Алексей Ерхов. По его словам, наличие или отсутствие дополнительной водной артерии не меняет режим, установленный конвенцией, которая вводит ограничения по общему тоннажу военных кораблей черноморских и нечерноморских государств, а также сроки пребывания их судов в акватории Черного моря.

Президент Турции Реджеп Эрдоган выступает на церемонии закладки фундамента моста Сазлидере над запланированным маршрутом канала «Стамбул». Фото: Reuters

Насколько безопасно строительство канала? 

Оппозиция и экологи считают, что канал разрушит водную систему региона.

«Он будет иметь огромные и необратимые последствия для экосистемы и общества не только Стамбула, но и всего региона Мраморного моря. Будет потеряно до 13% от нынешнего объема используемой людьми пресной воды, но, что еще опаснее, будет засаливание грунтовых вод и почвы, потому что по каналу соленая вода пойдет из Черного моря в Мраморное», — утверждает доктор Акгюн Ильхан, эксперт по водным ресурсам из аналитического Стамбульского центра политики.

В мэрии Стамбула полагают, что строительство канала может вызвать загрязнение пресного озера Дурусу, из которого берется 20% питьевой воды города, а также может привести к уничтожению сельскохозяйственных и лесных угодий, загрязнению подземных вод солью, усилению наводнений, изменению солености и видового состава экосистемы Мраморного моря. 

Известно, что в рамках строительства на севере города ради реализации проекта будут вырублены около 200 тысяч деревьев. 136 квадратных километров аграрных земель и 13 квадратных километров пастбищ будут уничтожены.

*Конвенция Монтрё регулирует судоходство в проливах Босфор и Дарданеллы и в Мраморном море. Она была подписана в Монтрё (Швейцария) 20 июля 1936 года, вступила в силу 9 ноября того же года. Участниками конвенции являются 11 стран: СССР, Австралия, Болгария, Греция, Румыния, Великобритания, Кипр (с 1969 года), Турция, Югославия, Япония и Франция.

Конвенция сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако конвенция устанавливает различный режим прохода военных кораблей для флотов черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские государства могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав установлены ограничения по классу (проходят лишь мелкие надводные корабли) и по тоннажу. Турция также вправе закрыть проливы для военных кораблей в случае войны или угрозы ее безопасности.