Начавшиеся еще в первых числах июня акции протеста в Гонконге привели к тому, что 1 июля сотни протестующих ворвались в здание парламента. Поводом для народного недовольства стал резонансный законопроект об экстрадиции, позволяющий выдавать подозреваемых в нарушении закона КНР лиц на материк по запросу китайских правоохранительных органов.
2 июля глава администрации Гонконга Кэрри Лам заявила, что власти приняли решение отказаться от законопроекта. В настоящее время ситуация в городе нормализовалась. Дороги разблокированы для движения транспорта, однако правительственный комплекс временно закрыт по соображениям безопасности.
Что за закон об экстрадиции захотели принять в Гонконге?
Новые поправки в закон предполагают выдачу подозреваемых в совершении преступлений странам, с которыми Гонконг не имеет соглашения об экстрадиции. Это Макао, Тайвань и материковый Китай. Власти Гонконга заявляли, что каждый случай будет рассматриваться индивидуально. В свою очередь, оппозиция считает, что принятие закона лоббирует КНР и на самом деле он будет использоваться для преследования активистов, недовольных политикой официального Пекина.
С 1842 года Гонконг был колонией Великобритании, а с 1 июля 1997 года вернулся в китайскую юрисдикцию. В настоящее время Гонконг является специальным административным районом в составе КНР. Согласно совместной китайско-британской декларации и Основному закону Гонконга, до 2047 года ему предоставляется широкая автономия во всех сферах. Такой курс получил название «Одна страна — две системы».
Гонконг имеет контроль над законодательством, полицией, денежной системой, пошлинами, иммиграционной политикой, а также сохраняет представительства в международных организациях. В свою очередь, внешнюю политику и оборону территории контролирует Китай.
Как развивалась ситуация?
Волнения в Гонконге вспыхнули еще в начале лета. 9 июня на акцию протеста против готовящегося законопроекта об экстрадиции вышли несколько сотен тысяч жителей. Оценки точного числа участников разнятся: по данным организаторов, акция собрала свыше миллиона человек, местная полиция сообщала о 240 тысячах. Митингующие собрались в городском парке Виктория, откуда по центральным улицам дошли до правительственного комплекса. Изначально акция проходила мирно, но после полуночи часть демонстрантов отказалась расходиться и начала штурмовать здание парламента. В результате для разгона протестующих полиция применила слезоточивый газ.
12 июня, в день, когда планировалась передача законопроекта для рассмотрения во втором чтении, протесты вспыхнули вновь: в ходе беспорядков ранения получили более 20 человек. Тогда парламент Гонконга отложил рассмотрение законопроекта об экстрадиции.
Спустя три дня, 15 июня, глава исполнительной власти специального административного района Кэрри Лам заявила, что администрация решила приостановить рассмотрение законопроекта. Оппозиция, в свою очередь, потребовала полностью отозвать закон. В последующие дни протестные выступления продолжились.
1 июля в Гонконге отмечалась 22-я годовщина объединения с Китаем. В этот день около сотни протестующих ворвались в здание местного парламента. Они исписали стены граффити, испортили портреты руководителей парламента и герб, а также вывесили в зале заседаний флаг, который использовался Гонконгом в те времена, когда город был британской колонией.
Как сообщает Deutsche Welle, 2 июля Кэрри Лам заявила об отказе от закона об экстрадиции. По ее словам, документ больше не будет вноситься в Законодательный совет. В Пекине призвали привлечь демонстрантов, виновных в насильственных действиях и штурме заксобрания, к уголовной ответственности: соответствующее заявление сделало управление Госсовета КНР по делам Гонконга и Макао. Действия протестантов там назвали экстремистскими, нарушающими основные интересы Гонконга и бросающими вызов принципу «Одна страна — две системы».