На днях в Московском государственном университете собрались учёные и эксперты, чтобы «пощупать» плоды евразийской интеграции: с января вступили в силу соглашения о евразийском экономическом союзе Армении, Белоруссии, Казахстана и России. В мае к нам присоединится Киргизия. Однако одно из самых значимых для общего пространства событий ближайших дней — внеочередные президентские выборы в Казахстане.
На чём въехать в будущее?
Тем временем Евгений Бажанов, ректор Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации, припомнил: в России идеи казахстанского лидера в то время в официальных структурах, в том числе в МИД, встретили если не с отторжением, то с явной прохладцей. Многие российские чиновники тогда были в мечтах о Европе. А вот Казахстан, по сути, обратился к опыту Сингапура, где лидер взял на себя всю ответственность за страну, находящуюся в сложном положении.
«В Казахстане тоже нашёлся человек, который твёрдой рукой повёл страну за собой. Сейчас это одно из самых быстро развивающихся и уважаемых государств в мире, играющее позитивную роль в регионе, в нашем интеграционном объединении, в исламском мире, в отношениях с Западом», — подытожил Бажанов.
Марат Тажин, чрезвычайный и полномочный посол Республики Казахстан в Российской Федерации, дипломатично заметил: несмотря на сомнения, которые звучали в отношении интеграции в начале 90-х, идея уже доказала свою состоятельность, а процесс объединения продолжается благодаря политической воле лидеров всех стран, которые входят в Союз.
Между тем, сегодня очевидно: по крайней мере уже с 90-х годов политика Казахстана была последовательной и долгосрочно ориентированной. Причём не только в отношении необходимости евразийской интеграции — прежде всего в отношении развития самой страны. Сегодня республика живёт по программе развития «Стратегия-2050», которая предполагает в середине века вхождение страны в число 30 наиболее развитых государств мира. Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству, обратил внимание, что в образовательной сфере Казахстана это реализовано, к примеру, в таком требовании: ребёнок по окончании школы должен говорить на трёх языках — казахском, русском и английском.
По словам Олега Кузнецова, президента Российской академии естественных наук, в экономической политике Казахстан взял наиболее правильный курс индустриально-инновационного развития. Речь о разумной интеграции возможностей по добыче природных ресурсов, которыми богат Казахстан, производственного потенциала страны и сектора высоких технологий. Такой подход требует постоянного роста уровня образования и науки. «И Нурсултан Назарбаев, на мой взгляд, хорошо понимает, что наука — не роскошь, а средство движения в будущее», — заключил глава РАЕН.
Как выглядит справедливость?
Программы по поддержанию межнационального и межконфессионального согласия в Казахстане начались ещё в начале 90-х годов и теперь могут быть примером для Европы, обратил внимание Михаил Швыдкой на ещё одну важную для стабильного развития многонационального государства тему. Кроме того, по его словам, одно из преимуществ Казахстана — устойчивые правила игры, будь то судебная система или бюрократические принципы, по которым живёт страна: «Стабильность правил очень важна для экономики, формирования стабильного общества, всех сфер духовной жизни».
Эта стабильность в рамках евразийского интеграционного проекта, кстати, уже стала заметным преимуществом Казахстана в привлечении бизнеса. «Говорят, что российские компании "побежали" в казахстанскую юрисдикцию. Понимаем, что это происходит потому, что наши казахстанские друзья в чём-то нас обогнали в создании лучших условий. Это для нас хороший стимул, — заметил по этому поводу Сергей Марков, директор Института политических исследований. — Мы рассматриваем успехи Казахстана как успехи одного из наших лучших друзей. Мы знаем, что в Казахстане успехи России рассматриваются точно так же».
Впрочем, в прошлом году вслед за Россией все страны ЕАЭС столкнулись с экономическими трудностями. «Мир становится более турбулентным, начинается какая-то мировая смута, — размышлял на заседании Руслан Гринберг, директор Института экономики Российской академии наук. — Есть большая вероятность, что вместо многополярного мира мы получим многополярный хаос». По словам г-на Гринберга, Россия и Казахстан должны сегодня приложить дополнительные усилия и, например, проявить инициативу в создании мегапроектов, разработке новых идей.
Промежуточный этап на пути к созданию такой валюты — повышение роли валют региональных союзов, в том числе единой валюты ЕАЭС. Но это идеи для достаточно далекого будущего.
Как пройдут выборы?
Тем временем эксперты ожидаемо обратили внимание и на особенности назначенных в Казахстане на конец недели президентских выборов. «Мировой опыт последнего времени показывает: как правило, электоральные кампании сопровождаются повышением политического градуса, — обратил внимание Виктор Садовничий. — На фоне активизации внутриэлитной борьбы мобилизуются широкие массы населения, и эти явления чреваты социальной дестабилизацией. Однако Казахстан относится к тем странам, в которых президентские выборы выступают стабилизирующим фактором. И большинство экспертов высказывают множество аргументов в пользу того, что выборы проводятся очень своевременно».
Мысль в свойственной ему бескомпромиссной манере развил Сергей Марков: «Для США достаточно важно иметь возможность для дестабилизации ситуации в этом регионе. К сожалению, это реальность, с которой мы имеем дело: если какая-то страна хочет мирных выборов, он должна их стремительно провести втайне от американцев, как спецоперацию. Попытки дестабилизации всё равно могут быть, но в Казахстане они окажутся безуспешными по нескольким причинам: нет протестного потенциала из-за успехов развития, есть сильный популярный лидер, а у общества есть примеры катастроф цветных революций на Украине и в Киргизии. Выборы в результате пройдут спокойно и обеспечат перезагрузку легитимности власти, для того чтобы Казахстан и дальше мог стабильно развиваться. Нет сомнений, что программа развития страны будет выполняться. Все уже привыкли: то, что Нурсултан Назарбаев говорит, воплощается в жизнь».
Смотрите также:
- Шелковый путь XXI века. Новые векторы взаимодействия евразийских стран →
- Большая Евразия: объединится ли регион перед лицом вызовов? →
- Каким был первый визит Медведева-президента за рубеж →