Чего ждать от переговоров в Стамбуле?

Ответ редакции

Перед встречей пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что переговоров Путина с Зеленским пока не будет. «Сейчас о прогрессе на переговорах России и Украины говорить не можем и не будем, но важно, что решено продолжить их в очном формате», — сказал представитель Кремля.

   
   

Будет ли на время переговоров прекращён огонь?

Перемирия и прекращения спецоперации во время переговоров не будет. По некоторым данным, украинские власти требуют от западных стран нажима на Россию с целью добиться такого перемирия. Оно нужно Украине, чтобы ВСУ получили передышку, прекратились удары по критически важной для украинской армии инфраструктуре (в первую очередь по складам с ГСМ, с которыми у украинцев начались большие проблемы), а также чтобы подвести резервы к фронту.

Что будут обсуждать на переговорах?

Обсуждаться будут три группы вопросов, и каждая из них имеет свои перспективы, говорит АиФ.ru генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.  

«Первая группа — это все, что касается будущего статуса Украины. Здесь, пожалуй, достигнуто наибольшее продвижение вперед. В Киеве отмечали, что не против идеи нейтрального статуса, при условии получения соответствующих гарантий от нейтральных держав. Принципиальных разногласий у сторон здесь нет, хотя пока остается масса вопросов: в чем будут заключаться гарантии, кто будет гарантом нейтрального статуса, какая будет выбрана модель суверенитета и т. д. Но это вопросы скорее технические.

Второй блок — это вопросы «демилитаризации» и «денацификации». Вопрос демилитаризации, видимо, затрагивает размеры украинской армии, наличия у нее определенных типов вооружений, механизмы мониторинга, что Киев пока обсуждать, очевидно, не готов. По «денацификации» пока тоже не удастся о чем-то договориться, потому что стороны по-разному её оценивают. Россия считает, что эта проблема значительная, включает в этот раздел в том числе и языковой вопрос, но в Киеве с этим не согласны. Соответственно, пока говорить о том, что тут стороны могут о чем-то договориться, не приходится.

И, наконец, третья тема — это территориальный вопрос. В теории понятно, что и Крым, и ДНР с ЛНР вряд ли могут вернуться под юрисдикцию Украины, но украинское руководство по своим причинам не хочет брать на себя ответственность за признание Украиной этих территориальных потерь. Отсюда и выдвигаются различные предложения со стороны Зеленского касательно общенародного референдума, который бы утвердил соглашения с Россией — это позволило бы снять ответственность за это решение. В Киеве в целом хотели бы сохранить неопределенность статуса потерянных территорий, чтобы иметь возможность в любой момент вернуться к этому вопросу. Россию это, понятно, не устраивает», — говорит эксперт.

Как ход спецоперации отражается на переговорах?

Положение на поле боя сильно влияет на переговоры. Обе стороны считают, что время работает на них, отмечает Кортунов.

   
   

«Россия полагает, что обстановка складывается в её пользу, и будет меняться в её пользу и дальше с исчерпанием военных ресурсов Украины. Украинское руководство в свою очередь считает, что санкции, внутренняя ситуация в России и военная помощь Запада со временем могут переломить ситуацию в пользу Киева. Надо только подождать. Наверное, это главная причина, почему пока ожидать от встречи в Стамбуле прорыва не стоит».