Семь стран Евросоюза, в том числе Германия, Испания, Бельгия, Нидерланды и Люксембург, выступили за отмену принципа единогласия (консенсуса) при принятии внешнеполитических решений в блоке — в пользу принятия решений большинством голосов.
По мнению главы Европейской внешнеполитической службы Жозепа Борреля, сделать это необходимо ради повышения внешнеполитической дееспособности ЕС: отмена принципа единогласия, а вместе с ним и вето позволит быстрее принимать некоторые решения, в том числе вводить новые санкции, не считаясь с мнением отдельных членов ЕС.
«Мы неоднократно платили за принцип единогласия во внешней политике ослаблением и откладыванием своих действий», — заметил по этому поводу Боррель. Не так давно Венгрия длительное время в одиночку блокировала принятие 6-го пакета антироссийских санкций, а Болгария наложила вето на решение о начале переговоров с Северной Македонией о вступлении в ЕС.
«Вот это и есть либеральный тоталитаризм. Либо все за, либо решение все равно будет принято», — прокомментировала инициативу западноевропейцев официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
При этом в большинстве случаев решения в Евросоюзе уже давно принимаются квалифицированным большинством голосов, однако нередко позиция Восточной Европы принципиально расходится с позицией западных стран. По мнению экспертов, кардинально изменить баланс сил внутри ЕС и полностью подчинить восточных европейцев воле западных новая инициатива вряд ли способна, однако шансы трансформировать Евросоюз у нее есть.
— Тимофей Вячеславович, кому в ЕС выгоден отказ от принципа единоначалия?
— Крупнейшим странам Евросоюза — Франции и Германии, у которых больше всего голосов в Совете ЕС. Сейчас у них позиция консолидированная, и они рассчитывают тем самым, во-первых, избавиться от фактора Венгрии с ее пророссийски настроенным руководством и населением, мешающего Евросоюзу принимать решения по российской тематике, а одновременно ограничить и поляков.
— Чем крупным странам ЕС не угодила Польша?
— Польша, как и прибалты — агент Соединенных Штатов и Великобритании.
— Каков тут принцип у принятия решений квалифицированным большинством голосов?
— Большинство в данном случае — это 52% стран, составляющих 62% населения Евросоюза. Если взять две крупные страны ЕС, и «пристегнуть» к ним, скажем, Италию и Испанию — останется поднабрать еще мелочи, и уже можно принимать решения без учета мнения Польши и Венгрии. А по большому счету, без всех восточноевропейцев.
— Такая перемена на пользу Евросоюзу?
— Она расширит ряд возможностей по управлению ЕС. Западная Европа будет диктовать всему блоку свои решения. И это тот случай, когда борьба с Россией не мешает внутренним интригам.