У всех членов «клуба» есть атомные станции. Имея в багаже Чернобыль, расторопнее всех оказалась Россия. По указанию Дмитрия Медведева Росатом разработал предложения по правке международных правил, связанных с безопасностью атомных станций. В конце апреля эти предложения по дипломатическим каналам были направлены странам «Группы восьми».
- С учётом того, что вопросы атомной безопасности являются делом большего числа стран, - пояснил тогда помощник президента Аркадий Дворкович, - предложения также были разосланы партнёрам по БРИКС, СНГ и МАГАТЭ в качестве профильной организации… Россия рассчитывает, что выдвинутые предложения станут основой решений «Группы восьми» по итогам саммита.
Как пояснил во время саммита замглавы Росатома Николай Спасский, у России на это было моральное право: - Мы на собственном опыте 25 лет назад столкнулись с тяжелейшей аварией. Никто не сделал из неё столь далеко идущих выводов и так последовательно не претворил их в жизнь, как СССР и, позже, Россия.
По словам г-на Спасского, внутрироссийские требования к безопасности атомных станций сегодня выше тех, которые предъявляют к таким объектам в МАГАТЭ. Кроме того, на всех 10 действующих российских атомных станциях уже были проведены «стресс-тесты» с учётом опыта Фукусимы.
Тем временем, российские инициативы предполагали дополнение действующих конвенций и устава МАГАТЭ положениями, которые должны предусмотреть следующее.
Во-первых, ответственность государства за своевременность и достаточность мер реагирования при возникновении аварии для минимизации её последствий. По мнению специалистов, на первых этапах катастрофы на станции «Фукусима-1» её оператор – энергетическая компания TEPCO – осталась с тяжелой ситуацией один на один. Во-вторых, создание алогоритма взаимодействия государства, эксплуатирующей организации и надзорного органа в кризисной ситуации и преодолении её последствий.
В-третьих, ответственность страны, использующей ядерную энергию, по обеспечению уровня ядерной безопасности не ниже уровня, соответствующего стандартам МАГАТЭ, и наличие в стране планов действий в чрезвычайных ситуациях, связанных с эксплуатацией АЭС.
В-четвертых, требование относительно создания в странах, планирующих строительство объектов атомной энергетики, инфраструктуры в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ, при содействии поставщика ядерной установки. В-пятых, разработку дополнительных требований к регламентам строительства АЭС в сейсмически опасных зонах, а также в районах, подверженных иным воздействиям природных катаклизмов с учётом возможного их комплексного воздействия.
И, наконец, чёткие требования о предоставлении информации относительно аварии, в зависимости от её значения по специальной шкале МАГАТЭ.
Отвечая на итоговой пресс-конференции на вопрос корреспондента «АиФ», Дмитрий Медведев заявил, что вполне доволен тем, как обсуждался вопрос о безопасности атомных станций:
- На специальной сессии «восьмёрки» я ещё раз разъяснил наши позиции. Они касаются и лучшей системы оповещения о ядерных инцидентах, и более высокой степени ответственности стран, которые занимаются ядерной энергетикой, и нашей кооперации в этой сфере, более серьезного проведения стресс-тестов, и требований к тем странам, которые только начинают использовать ядерную энергетику. Надеюсь, в ближайшее время, в июне, эта тема будет рассмотрена уже на соответствующих встречах, посвященных этой проблематике.
Новые, более жесткие правила и обязательные для исполнения международные законы должны гарантировать безопасность атомной энергетики. С другой стороны, не отобъют ли эти правила желание некоторых государств в принципе строить атомные станции? Как известно, Россия – один из главных игроков на мировом рынке строительства АЭС.
- В отношении того, не снизит ли этот интерес к ядерной энергетике…- продолжил Дмитрий Медведев. - Конечно, это очень тяжелое испытание, драматическая ситуация, которая случилась в Японии. В то же время никто не смог назвать какой-либо альтернативы, которая сегодня способна заменить ядерную энергетику. Углеводороды? Но их и так немало используют для производства энергии. И на них тоже все ругаются, потому что нефть и газ дорогие. Зелёные технологии? Они прекрасны, но они способны удовлетворить только относительно небольшую часть государств в полном объёме. Хотя мы, конечно же, за то, чтобы зелёные технологии использовать по максимуму. В итоге альтернативы не просматривается. Даже в тех странах, где очень большие опасения по этому поводу, есть понимание того, что мы должны трезво относиться к этой проблеме. Надо выбирать правильные места для размещения атомных станций – это очевидно – и создавать лучшую степень защиты этих станций от аварий и от различного рода естественных причин – цунами, землетрясений.
Довиль, Франция.
Смотрите также:
- Медведев: «Политика Вашингтона в вопросах ПРО направлена против России» →
- Выгоды разоружения. Почему Казахстан проводит миротворческую политику? →
- Послание Дмитрия Медведева к Федеральному Собранию. Полный текст →