Плодородные поля Херсонской области от Крыма до Днепра превратились в основательный укрепрайон. Среди травы можно заметить небольшие дымящиеся трубы — это раскочегаренные печки-буржуйки обогревают бетонные блиндажи и подземные переходы между ними. Несколько месяцев масштабных строительных работ позволили выстроить целую сеть подземных укреплений, в которых можно спокойно пережить сырую южную зиму.
Грязь разбитых дорог херсонщины застилает фары и стекла автомобиля. Бесконечные колонны военной техники, едущие в обоих направлениях, лишь добавляют всей этой картине еще больше тяжелых красок. На блокпостах продуваемые всеми ветрами солдаты приветливо машут. За месяц ежедневных поездок в Новую Каховку мы им уже примелькались.
В Новой Каховке сегодня особенно шумно. С самого утра по городу хаотично прилетает из минометов. Разрывы слышны по всему периметру города, но местных жителей это, кажется, уже не смущает. На набережной Днепра сидят полусонные рыбаки. Клев хороший, а артиллерийские дуэли для них стали чем-то вроде погодного явления. «А что мы можем поделать? Дома нам теперь сидеть? Мы здесь всю жизнь рыбу ловим и будем продолжать. Тем более, сейчас самое время для хорошего клева», — говорит мне седовласый мужчина, подсекая очередного карася.
«Вон смотри, взрыв», — показывает пальцем на правый берег Днепра командир 205-й бригады. По националистам отрабатывают его подчиненные. Свою личность комбриг журналистам не раскрывает, но в общении приветлив и весел. Сегодня его парней будут награждать государственными наградами, которые они заработали за выполнение боевых задач в ходе еще весенней части СВО, когда 205-я активно давила врага на правом берегу Днепра.
Награды героям
«Я тебе вот что ещё хочу сказать. Памятники павшим в Великую Отечественную даже нацики здесь не рискуют тронуть. Народ-то чтит память своих героев, а бандеровщина сюда не дошла ни раньше, ни сейчас», — задумчиво говорит комбриг.
У одного из таких памятников героев ВОВ в Новой Каховке в ряд выстроились четверо молодых людей в военном обмундировании. За их спинами виден Днепр, а поздравительную речь замкомбрига сопровождают работа артиллерии и пулеметов.
«В наших кругах принято, что сам человек никогда не расскажет о своей награде, поэтому я расскажу за него, — говорит заместитель командира 205-й бригады с позывным Полигон. — Это командир роты с позывным Саратов, при проведении штурмовых действий в марте месяце он возглавил штурмовую группу своей роты. Не испугавшись ничего, выполнил боевую задачу. Потерь в роте не было. Было захвачено большое количество трофейной техники. В дальнейшем в зоне ответственности его роты противник даже близко боялся подходить. Поэтому я считаю, что это действительно заслуженная награда. Как говорят, награда нашла своего героя, а он настоящий герой 205-й бригады.
Свой орден Мужества он получил заслуженно». Подчеркивает командир и заслуги других своих подчиненных, получивших Медали за отвагу и Георгиевский крест. Награждение героев заканчивается быстро. Праздновать у бойцов времени нет — впереди еще много работы, а мы отправляемся на побережье Днепра, чтобы своими глазами увидеть, как живут современные герои.
Высокие технологии в бетонном блиндаже
Боевые действия живут рука об руку с размеренностью мирной жизни. Пока на набережной Новой Каховки ловят рыбу пенсионеры, чуть дальше по берегу бойцы 205-й ведут охоту на ВСУ. Огромный ров тянется вдоль всего берега близ речного порта в Новой Каховке. Чем-то эти траншеи напоминают российские города в период осенних опрессовок. Экскурсию по своему жилью нам проводит командир отделения с позывным Ветер. Крепкий молодой человек в 2009 отслужил срочную службу, но профессиональный контракт заключил лишь в конце 2021 года и через несколько месяцев оказался в зоне боевых действий.
Ветер показывает нам хорошо замаскированный блиндаж прямо на берегу. Вглубь под землю в небольшой проем ведет лестница. На входе небольшая прихожая, где аккуратно разложена амуниция бойцов, а еще один лаз ведет туда, где герои 205-й отдыхают от боевых дежурств.
«Здесь у меня размещается личный состав. Никаких проблем с теплом у нас нет. Сухо и уютно. Перед входом в основную комнату мы сделали что-то вроде прихожей. Личный состав здесь снимает и оставляет всю экипировку. У нас тут полный порядок, — рассказывает Ветер. — На одной стороне размещаем теплые вещи, на другой каски и бронежилеты. Потолок накрыт авиационной плитой очень большой толщины, а сверху над плитой еще насыпано полтора метра земли. Сама капсула тоже полностью бетонная. В два яруса у нас спальные места расположены. Одновременно здесь размещается девять человек. По четверо сверху и снизу и командир отделения рядом на матрасе. Самое главное — это разместить свое отделения. Сначала все делается для своего отделения, а затем уже командиры».
«В блиндаже у нас есть электричество. Стоит компьютер. Он у нас не для игр. Это компьютер мы используем, чтобы прошивать наши радиостанции. Нам вместе с гуманитарной помощью приходят разные модели радиостанций. Для того, чтобы эти рации работали на нужных нам частотах, их приходится прошивать. Среди мобилизованных ребят есть те, кто работал на гражданке в сфере связи, телекоммуникаций и IT. Они и занимаются прошивкой радиостанций с помощью программатора. Прошивка радиостанций нужна для того, чтобы мы могли работать на определенной частоте, поддерживать стабильную связь со своими сослуживцами или высшим командованием», — говорит Ветер.
«Видим любое движение противника»
Весь левый берег Днепра заминирован инженерными подразделениями 205-й бригады. По низу бетонной плотины тянется колючая проволока. Отсюда прекрасно виден подконтрольный Киеву правый берег реки. Там полная тишина, но все равно — находясь здесь, чувствуешь себя уязвимым. Прилететь может в любой момент. Именно поэтому для перемещения от блиндажа до огневых точек бойцы и вырыли специальные траншеи.
«Весь берег под нашим контролем. Вдоль всего берега также выкопаны рвы, чтобы было безопасно перемещаться и укрыться в случае артиллерийского обстрела. С наблюдательных пунктов мы отлично видим любое движение на противоположном берегу Днепра и можем быстро пресечь все попытки противника переправиться. Если замечаем хоть какое-то движение на реке, сразу же открываем огонь. Докладываем о ситуации другим подразделениям. За каждым из них закреплена определенная задача. Каждый знает, как действовать в случае тревоги», — говорит об обстановке Ветер.
Мобилизованные бойцы уже самостоятельно работают с тяжелым вооружением. Помощь командиров им не нужна. Месяцы регулярной подготовки сделали свое дело. Для обороны берега используются тяжелые пулеметы и зенитные установки, которые постоянно меняют свое местоположение.
«Боеприпасы расходуем эффективно»
Тот факт, что мобилизованные 205-й бригады самостоятельно держат рубежи обороны — заслуга командования. В бригаде организован целых курс подготовки всех военнослужащих, где применяются наработки, имитирующие реальные ситуации, которые могут возникнуть в случае форсирования Днепра украинской армией. Руководит процессом командир 359-го полка бригады с позывным Немец. Достаточно необычный позывной он получил из-за своей немецкой фамилии.
«На этом полигоне наши бойцы отрабатывают навыки регулярно. Пока одни несут боевое дежурство на позициях, другие тренируются здесь. Это процесс непрерывен. Подготовка на полигоне направлена на то, чтобы военнослужащие умели точно стрелять, корректировать огонь, расходовать боеприпасы разумно. Мы постарались сделать так, чтобы сами командиры тренировали здесь свои подразделения. Инструктора у нас показывают, как надо работать лишь на начальном этапе, а затем со своими подразделениями работают командиры. Здесь мы не экономим боеприпасы, но учим их использовать максимально эффективно», — рассказывает Немец.
Он отмечает, что очень важно, чтобы именно командиры подразделений отрабатывали со своими подчиненными все навыки на полигоне. Таким образом, происходит боевое слаживание, а офицеры, получившие свои звания на военных кафедрах в вузе, готовятся к работе в реальных боевых условиях.
«Командиры взводов пришли с офицерскими званиями после института, закончив военную кафедру. Но практика показывает, что приобретенное на этих кафедрах — это только теория. Им не хватает практики. Здесь мы стараемся, чтобы они быстрее учились. Боевые условия подталкивают их учиться быстро, чтобы потом в бою было легче сориентироваться и принимать решения», — подчеркивает Немец.
В воздух взмывает сигнальная ракета. Взвод занимает огневые позиции и начинает яростно стрелять по ней. Иногда от ракетницы в стороны разлетаются искры — значит, кто-то из бойцов выстрелил точно. Это ноу-хау 205-й бригады, которое Немец и комбриг придумали совместно. Так ребят учат сбивать вражеские беспилотники, которыми сейчас кишит зона боевых действий.
«Жизнь показала, что сейчас беспилотные летательные аппараты стали одним из основных инструментов в военном конфликте. На них построена разведка, наблюдение, корректировка огня. Соответственно, нужна какая-то борьба с ними. В общевойсковых подразделениях нехватка современных средств борьбы с дронами, но есть и другие способы противодействия. Особенно с низколетящими. С командиром 205-й бригады мы разработали собственное ноу-хау. Бойцы на полигоне отрабатывают навыки огня по беспилотникам. Для этого в воздух запускается ракета и они должны попасть по ней», — рассказывает Немец.
Регулярные тренировки уже дают хорошие результаты. В боевых условиях военнослужащие уже сбили несколько украинских разведывательных беспилотников и даже один дрон-камикадзе. Отрабатывают на полигоне и возможное форсирование Днепра на моторных лодках. Готовят бойцов и к наступательным операциям. После многочасовой отработки навыков на полигоне военнослужащие 205-й бригады отправятся на отдых. Следующий день принесет вчерашним гражданским очередные тренировки и дежурства на боевых постах.
...Покидаем полигон, чавкая резиновыми сапогами по мокрой земле. Невольно вспоминаешь, как сухо и тепло было в блиндаже и как промозгло теперь на полигоне. «Тяжело в учении, легко в бою», — говорил генералиссимус Суворов. Этих принципов придерживается и командование 205-й бригады, стоящей на самых важных сейчас рубежах нашей родины.