Проблема «южной границы» США в последние месяцы звучит в привязке к теме выделения средств на поддержку Украины. Поэтому у тех, кто незнаком с реалиями Соединенных Штатов, может возникнуть впечатление, что сторонники республиканцев вставляют палки в колеса администрации Байдена, придумав повод.
Южный рубеж
В действительности речь идет о проблеме, которая насчитывает десятилетия.
Во время президентства Дональда Трампа республиканцы и демократы ломали копья по вопросу возведения стены на границе с Мексикой. Однако сама идея создания таких заграждений возникла отнюдь не у Трампа, и реализовывается она уже очень давно.
К настоящему времени из 3145 км границы США и Мексики различными техническими заграждениями перекрыто 1078 км.
В 1993-1994 годах Пограничная служба США провела серию операций по пресечению потока нелегальной миграции. Однако критики отмечали, что эти акции дают кратковременный итог, — нелегалы просто меняют районы перехода границы.
В 1994 году в рамках операции «Хранитель» был построен забор протяженностью около 10 км возле Сан-Диего. К 1998 году забор был расширен на всю длину границы Калифорнии с Мексикой. Работы велись и на других участках границы.
От «Безопасного забора» до «Стены Трампа»
В 2006 году президент Джордж Буш подписал указ № 6061 под названием «Закон о безопасном заборе». Закон предписывал постройку новых пограничных заборов общей протяженностью около 1100 км и обеспечивал погранслужбу дополнительным оборудованием для контроля над границей.
Попытки Дональда Трампа реализовать свою программу строительства стены упирались в сопротивление демократов. Тем не менее при нем было создано 727 км новых укреплений.
Джо Байден, придя к власти, объявил о прекращении строительства. Однако в 2023 году Министерство внутренней безопасности США объявило, что построит еще более 27 км укреплений.
Причиной стала крайне тяжелая ситуация на границе.
200 к 1
«Точкой кипения» прямо сейчас стал город Игл-Пасс, административный центр округа Маверик. Этот населенный пункт Техаса, где постоянно проживает менее 30 000 человек, принимает на себя главный удар миграционной волны.
По данным New York Post, в декабре 2023 года соотношение мигрантов и американских пограничников составляло здесь 200:1.
Скорость потока мигрантов, которых останавливают пограничники, составляет до 300 000 человек в месяц. По данным New York Post, число незавершенных слушаний по миграционным вопросам составляет 3 миллиона. Один американский судья имеет нагрузку примерно в 4500 дел.
Помощник начальника пожарной охраны и координатора по управлению чрезвычайными ситуациями округа Маверик Родольфо Кардона рассказал журналистам, что все его подчиненные заняты только мигрантами: «Мы настолько перегружены, что прибегаем к отправке пожарных машин на вызовы неотложной медицинской помощи... Мы имеем дело со всем, от утоплений до теплового удара... Приходится постоянно находиться здесь, в реке, извлекая тела женщин и детей. Это чрезвычайно трагично, и с этим нашему федеральному правительству необходимо что-то делать».
Губернатор Техаса Грег Эбботт обвинил администрацию Байдена в том, что она не предпринимает эффективных действий для прекращения кризиса.
Верховный суд встал на сторону Байдена
Эбботт перешел к крайним мерам. Он задействовал для борьбы с мигрантами полицию штата и части Национальной гвардии.
Национальные гвардейцы развернули заграждение из колючей проволоки на 48-километровом участке границы в районе Игл-Пасс.
В Вашингтоне считают, что Эбботт превысил полномочия, поскольку охрана государственной границы США является прерогативой федерального правительства.
Верховный суд США, рассмотрев экстренное обращение президента, пятью голосами против четырех принял решение о незаконности действий Эбботта.
Это позволяет федеральным пограничникам резать колючую проволоку, установленную Национальной гвардией Техаса.
24 часа на размышление
В ответ губернатор штата объявил «режим вторжения», заявив, что федеральное правительство не справилось, и теперь в рамках своих полномочий он будет руководить силовиками Техаса для наведения порядка.
Действия Эбботта поддержали губернаторы не менее 25 американских штатов.
Демократы, в свою очередь, требуют от Джо Байдена взять управление Национальной гвардией Техаса в свои руки.
Белый дом отвел губернатору Техаса 24 часа на выполнение решения Верховного суда, пообещав серьезные последствия в случае отказа.
В котле политических страстей забывают об одном — нелегалы все также штурмуют границу, и проблема, кажется, только усугубляется.