Три года назад, 15 августа 2021 года, американская армия бежала из Афганистана. С тех пор страна находится под контролем террористического движения «Талибан».
Драматические события тех дней дали миру большое количество кадров, но, вопреки опасениям, не привели к дестабилизации всего региона — во многом благодаря огромной дипломатической работе со стороны России.
Бегство США из Афганистана разительно отличается от вывода советской армии
Советские войска были выведены через год после того, как между афганским правительством и моджахедами прошли переговоры о примирении. Наши части выводились постепенно, в маршевых колоннах с поднятыми знаменами. С цветами их встречали на советской стороне. Последняя колонна покинула Афган 15 февраля 1989, а последним солдатом стал генерал-полковник Борис Громов.
Американская армия буквально бежала из Афганистана, когда в начале августа 2021 года стало ясно, что движение «Талибан» на Кабул не остановить. Этому предшествовали секретные соглашения между американцами и талибами, в котором проамериканское правительство Афганистана даже не участвовало.
Американцы бросили в Афгане многих своих советников. Это привело к тому, что в Кабуле эвакуация превратилась в паническое бегство. Обезумевшие от страха афганцы штурмовали улетающие американские самолеты, забирались на шасси, падали и разбивались при взлете. Американские войска оставили на военных базах огромное количество военной техники, которая попала в руки талибов. Эвакуация сопровождалась терактами и стрельбой американских солдат по мирному населению.
После вывода советских войск правительство сражалось с моджахедами еще три года
Несмотря на соглашения, борьба за власть после вывода советских войск возобновилась. Однако правительственные войска еще три года сдерживали моджахедов и сдались только тогда, когда Россия прекратила поставки оружия в Афганистан — в 1992 году в России было огромное количество других проблем.
Проамериканское правительство Афганистана пало сразу, как только последний американский солдат покинул страну. Миллиарды долларов из бюджета США были потрачены в пустую. Новых объектов инфраструктуры после их ухода не оказалось, армия и полиция разбежались, зато в разы вырос наркотрафик, несмотря на то, что именно борьбу с ним американцы называли одной из своих основных целей.
Многие опасались, что после прихода талибов вся Средняя Азия будет дестабилизирована
Этого не случилось благодаря работе российской дипломатии.
В Москве сразу решили, что не нужно отрицать реальность, а надо вести дела с теми властями Афганистана, которые есть. Пусть даже «Талибан» был признан в России террористической организацией.
Москва не эвакуировала свое посольство, а начала активные переговоры с представителями движения.
«В Афганистане есть проблемы, они безусловны, о них всем хорошо известно. Вопрос, как выстраивать отношения с действующей властью, но выстраивать как-то надо. Это же люди, которые контролируют страну, контролируют территорию страны, они являются властью сегодня в Афганистане. Надо исходить из реалий и соответствующим образом выстраивать отношения»,— озвучил российскую позицию президент России Владимир Путин.
Москва обсуждала этот вопрос со всеми партнерами в Центральной Азии. «Мы учитываем мнение каждого из наших партнеров и друзей. И будем вместе формулировать эту позицию», — добавил глава государства.
В Москве также отмечали, что талибы уже не похожи на тех, кто правил страной до начала американского вторжения — они стали менее радикальными.
В результате дипломатической работы несколько делегаций талибов летали на переговоры в Москву. Хотя Россия по-прежнему официально не признала новые власти Афганистана, удалось избежать дестабилизации в регионе.
«Свою лепту внесло и то, что между Россией и новыми властями Афганистана отсутствуют принципиальные противоречия по вопросам, связанным с внутриафганской и международной повесткой. В этом плане политика Москвы за прошедшие три года стала ещё более гибкой и прагматичной», — отметила младший научный сотрудник Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН Лейла Тураянова.
По словам эксперта, Россия даже начала поставки нефтепродуктов и продовольствия в Афганистан. Правда, конечно, о больших и крепких экономических связях пока говорить не приходится — из-за проблем безопасности и отсутствием каких-либо гарантий для иностранных инвесторов.