Митрополитов назначат по согласованию?
Первый документ — законопроект № 4511 «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое признано Верховной Радой Украины государством-агрессором» — предполагает, что такие религиозные организации смогут назначать митрополитов и епископов только по согласованию с органами власти. При этом авторов законопроекта не смущает, что, согласно Конституции Украины, церковь в стране отделена от государства.
Кроме того, одна из статей этого законопроекта наделяет власть правом вообще запретить конфессию, если её представители будут сотрудничать с религиозными центрами в «государстве-агрессоре».
О какой именно конфессии идёт речь, в документе не сказано, но только Украинская православная церковь Московского патриархата подходит под эти нововведения по всем прописанным критериям. Да и один из авторов законопроекта, депутат от «Народного фронта» Дмитрий Тымчук, подтвердил, что документ касается именно УПЦ (МП): «Идея в том, чтобы религиозные организации, центр управления которых находится в государстве-агрессоре, заключили с Украиной меморандум, и в нём обязались не заниматься подрывной деятельностью против Украины. На примере Московского патриархата с начала АТО мы видим, что по всей стране церкви остаются агитаторскими пунктами против украинской государственности. Антиукраинскую литературу продают даже в центре столицы: в Киево-Печерской лавре».
К слову, центр Украинской православной церкви находится в Киеве, а её учредителем выступает Собор Украинской православной церкви. Да и в Главном научно-экспертном управлении Аппарата Верховной рады раскритиковали законопроект и порекомендовали отклонить его как нарушающий Конституцию и действующие в стране законы. Но, как показывает практика, украинских парламентариев давно не смущают такие юридические и фактические «мелочи».
Приходы ловко отберут?
Аналогичные выводы в Аппарате Рады сделали и по второму законопроекту. В документе под номером 4128 предлагается фактически узаконить церковное рейдерство. Законопроект вводит термин «самоидентификация», а также уточняет минимально необходимое число представителей религиозной общины, согласно решению которых может быть изменена подчинённость действующим на Украине религиозным центрам.
«Этот законопроект узаконит церковное рейдерство, — заявил депутат Рады и церковный меценат Вадим Новинский. — Технология будет такая. Захочет одна конфессия забрать церковь у другой, наймёт несколько сот так называемых „активистов“ в камуфляже. Те придут, „самоидентифицируют“ себя как верующих данного прихода, проголосуют за переход под другую юрисдикцию и захватят церковь, выставив верующих на улицу. Естественно, это приведёт к колоссальному росту религиозной напряжённости по всей стране».
Архиерей Запорожской епархии УПЦ (МП) митрополит Лука в открытом обращении резко раскритиковал оба законопроекта и их авторов. «Сегодня слуги диавола, кричащие о декоммунизации, пошли дальше своих учителей — „неодемократов“. Используя их методы давления на Церковь, они предлагают принять новые законопроекты, направленные на разрушение молитвенной жизни нашей Матери-Церкви, веками установленного церковно-административного устройства», — заявил архиерей.
40 храмов РПЦ захвачены за 3 года
Напомним: УПЦ (МП) является самоуправляемой церковью в составе Московского патриархата. Помимо неё, на Украине есть также канонически непризнанные церковные структуры: Киевский патриархат (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Русской православной церкви (РПЦ) с обществом и СМИ Владимир Легойда недавно рассказал, что с 2014 года на Украине уже захватили порядка 40 храмов Московского патриархата. «Церковь всеми силами стремится избежать внесения религиозного фактора в гражданский конфликт, что нанесёт такие раны, которые нельзя будет залечить, — отметил он. — Мы оперируем данными наших братьев из Украинской православной церкви. Что касается „раскольников“, речь идёт о так называемом Киевском патриархате, который не признаётся ни одной православной церковью мира. Это рана на теле украинского православия, которая образовалась в начале девяностых годов в результате человеческих и политических амбиций».
В УПЦ (МП) действительно не раз сообщали о случаях грабежей, притеснения священнослужителей и захвата приходов представителями УПЦ (КП). Действуют эти священнослужители, как правило, при поддержке радикалов и с молчаливого одобрения властей.
Очень много случаев такого рейдерства в Тернопольской области. Один из самых резонансных произошёл в сентябре 2015 года в селе Катериновка. Тогда произошла потасовка между православными верующими УПЦ (МП), которые служили литургию возле забаррикадированной церкви св. великомученика Георгия Победоносца, и сторонниками Киевского патриархата и праворадикалами. В результате столкновения более 20 прихожан УПЦ (МП) получили увечья, а радикалы сломали центральные двери и захватили церковь, передав её Киевскому патриархату.
Эксперты предсказывают самые печальные последствия, если украинский парламент всё же примет эти два скандальных законопроекта. «Безусловно, это может спровоцировать колоссальное противостояние в обществе вплоть до кровопролития и религиозной войны. Ситуация будет полностью дестабилизирована в масштабах всей страны, — уверен политический эксперт Руслан Бортник. — На нас и так уже смотрят в Европе как на государство, где тон задают радикалы и неадекваты, где нарушаются права человека. Что будет, если у нас ещё устроят войну по религиозному признаку, попытаются запретить крупнейшую конфессию? Нас окончательно вычеркнут из списка нормальных европейских стран».