В субботу, 3 сентября, в Узбекистане будет объявлен трехдневный траур в связи со смертью первого президента Ислама Каримова, руководившего республикой на протяжении 27 лет. Информацию о смерти лидера государства вечером в пятницу после целого ряда опровержений подтвердил кабинет министров страны. Пока официальный преемник Каримова не назван, по неофициальной информации на этот пост претендуют его младшая дочь Лола и премьер министр страны Шавкат Мирзиеев.
Эксперты оценивают политическую ситуацию в стране неоднозначно. С одной стороны они отмечают наличие в Узбекистане клановой борьбы за власть, с другой — общность интересов бывшей команды президента, которые она захочет сохранить, поэтому сможет договориться о выборе преемника.
По экспертным оценкам, с самого начала президентства (возглавил республику в марте 1990 года) Ислам Каримов начал выстраивать вертикаль власти с опорой на силовиков, жёстко пресекая попытки дестабилизации ситуации.
Отношения с Россией строились своеобразно. При Каримове русский язык постепенно исчез из оборота, а русские кадры сменились национальными. Антироссийских лозунгов на государственном уровне не звучало, однако период нахождения Узбекистана в составе Российской империи и СССР стал оцениваться негативно.
Каримов стремился к независимой внешней политике Узбекистана, но из-за военных конфликтов в пограничных странах — Таджикистане и Афганистане — вынужден был искать одновременно поддержки и Москвы, и Вашингтона, играя на противоречиях между ними. В 1994 году Узбекистан стал членом Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), но в 1999 году, в виду усиления присутствия России в Закавказье и Средней Азии, Каримов из него вышел. Позже, опасаясь возможного вторжения талибов из Афганистана и экспорта исламской революции, он снова пошел на сближение с Москвой, и в июне 2001 года Узбекистан присоединился к Шанхайской организации сотрудничества, а в 2006 году вновь вступил в ОДКБ.
Не исключено, что к этому Каримова подтолкнуло ухудшение отношений с США после подавления беспорядков в Андижане, которое раскритиковали американцы. Каримов увидел в этом попытку Вашингтона сменить режим в Узбекистане путем «цветной революции». Москва поддержала версию Ташкента об организации андижанских выступлений исламскими экстремистами, и вскоре РФ и Узбекистан подписали договор о союзнических отношениях, предоставлении России военных баз и объектов на территории республики, а американская база была закрыта. Ташкент присоединился к Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС), а его внешняя политика стала носить антиамериканский характер.
После смерти Ислама Каримова главной интригой является вопрос о выборе его преемника и, следовательно, той политической линии, которой будет придерживаться государство.
По его словам, все, кто будет влиять на выбор нового главы государства, находятся в одной команде — бывшей президентской.
«Будет мягкая передача власти с учетом интересов всех элитных групп. Скорее всего, они между собой договорятся так же, как в ситуации, когда не стало главы СССР Никиты Хрущева. Не думаю, что будут какие-то драматические события: борьба элит, расстрелы... Предпосылок для этого нет», — считает Калашников.
По его мнению, второго Каримова в Узбекистане нет, но наверняка есть люди с большим потенциалом, которые будут способны руководить республикой.
«В свое время звучала информация о том, что этим преемником станет старшая дочь Каримова. Но затем как будто между ними пробежала черная кошка. На нее и ее избранников возбуждались уголовные дела. После этого и по сей день она не участвует в политической борьбе. Были разговоры и в отношении младшей дочери, но и ее кандидатура Каримову не подошла. После этого назывались другие претенденты, в том числе премьер-министр страны, которого два дня назад отправили в отставку», — говорит эксперт, отмечающий, что борьба кланов — серьезная проблема для Узбекистана.
По его мнению, режим личной и достаточно жесткой власти Каримова сказался на политической системе страны, в которой конкуренты отодвигались на задний план.
Отметим, что некоторые СМИ со ссылкой на известного узбекского политолога Усмана Хакназарова сообщают, что Ислам Каримов все-таки успел назвал имя своего преемника, которым стала его младшая дочь Лола. По его словам, еще в конце апреля этого года Каримов созвал в резиденции Куксарой (Дурмень) узкий круг чиновников, которым и назвал ее имя. Первыми его услышали председатель Службы национальной безопасности Рустам Иноятов, министр внутренних дел Адхам Ахмедбаев, премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзияев и первый заместитель премьер-министра Рустам Азимов.
Как отмечает политолог, целенаправленный характер имеет также июньское учащение показа на узбекских телеканалах репортажей с различных мероприятий с участием Лолы Каримовой. Особой активностью в этом плане отличается правительственный телеканал «Узбекистон», который почти еженедельно показывает один-два сюжета с участием младшей дочери узбекского президента.