Берут в кольцо. Байден и Кисида сговорились против Китая

Фумио Кисида и Джо Байден. © / www.globallookpress.com

Подписанные США и Японией договоренности во время визита в Штаты японского премьер-министра Фумио Кисиды могут нести риски для российской безопасности. При этом американцы и японцы не скрывают, что они нацелены против стратегического партнера России в Азиатско-тихоокеанском регионе — Китая.

   
   

Поделить мир за ужином

Визит японского премьера в Вашингтон был обставлен со всем возможным шиком. Для начала чета Байденов сводила Кисиду и его супругу Юко в известный столичный ресторан BlackSalt, где политики «обменялись воспоминаниями и углубили дружбу в непринужденной обстановке», рапортовал японский МИД. 

Байден подарил коллеге трехногий стол из американского черного ореха, изготовленный вручную японо-американской компанией из Пенсильвании с памятной надписью о визите. Кроме того, Кисиде достался сборник виниловых пластинок с записями известных американских музыкантов. Жене японского премьера достался мяч с автографами игроков женских сборных США и Японии по футболу, а также картина вишни из президентского сада у Белого дома. 

Байден в свою очередь ушел с вечера с набором сувениров японской компании Nintendo (в их числе — фигурка персонажа легендарной компьютерной игры Марио), а также с парой кофейных кружек и ручкой, лакированной по особой технологии. Джилл Байден достался набор японских драгоценностей. 

На следующий день после переговоров в Белом доме был прием на двести человек. Среди участников — богатейший человек мира, основатель Amazon Джефф Безос, глава Apple Тим Кук, актер Роберт Де Ниро. Пел для гостей американский исполнитель Пол Саймон, фанатом которого, как утверждается, является Кисида. 

Весь этот блеск высшего света видимо был призван немного сгладить весьма милитаристские итоги визита японского премьера в США. Ведь с Байденом они только и говорили, что о ракетах да противостоянии с Китаем.

Против Поднебесной

То, что визит имеет антикитайскую направленность, обе стороны почти и не скрывали. Например, два лидера заявили, что Вашингтон и Токио будут «решительно защищать и поддерживать свободный и открытый международный порядок, основанный на верховенстве закона» и с этой целью намерены «работать вместе над вызовами, касающимися Китая».

   
   

Поведение китайского флота в акватории Южно-Китайского моря (большая часть которого принадлежит Китаю) Байден и Кисида назвали «эскалационным». При этом сами страны намерены провести там учения вместе с Великобританией. Если участие в них японского и американского флота еще можно объяснить близостью к морю территорий и военных баз этих стран, то почему Южно-Китайское море интересует британский флот, чьи базы находятся в тысячах километров от этой акватории, не вполне ясно.

Наконец, было объявлено, что Вашингтон и Токио будут развивать совместную сеть противовоздушной и противоракетной обороны в регионе вместе с Австралией. И создадут совместную командную структуру, чтобы гарантировать «беспрепятственную и эффективную» коллективную работу, «особенно в кризисных ситуациях». Особо не скрывалось, что речь идет о возможном конфликте вокруг Тайваня. Будут обмениваться американцы и японцы и данными со своих спутников.

Что это означает для России?

Многие из согласованных мер коснутся и российской безопасности, считает научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович.

Например, сотрудничество в сфере мониторинга космического пространства развивается между странами уже не первое десятилетие, и сегодня вплотную приблизилось к созданию единых контуров противоракетной и противокосмической обороны, а также мониторинга как космического, так и земного пространства. «В настоящее время сохраняется региональный акцент (стороны особо не скрывают, что это сотрудничество направлено прежде всего на противостояние с Китаем), однако даже в такой ситуации он непосредственно влияет на безопасность России как тихоокеанской державы», — полагает эксперт.

В свою очередь создание трехстороннего альянса США-Япония-Южная Корея по слежению за ракетными пусками из Северной Кореи тоже может быть использовано против России. Например, для упреждающего удара по точкам ракетных пусков с нашей территории. И в целом Токио становится безоговорочным участником американского военного строительства в регионе. «России как минимум стоит учитывать японский потенциал с точки зрения синергетического эффекта интеграции как с американскими возможностями, так и возможностями других региональных стран», — говорит Стефанович.