Про херсонца Илью Карамаликова на днях написал The New York Times, и американцы не поверили, что эта история происходит в реальности на Украине, а не просто сюжет голливудского боевика. Вот только им показали парадную сторону сюжета, оставив за скобками важные детали жизни главного героя.
Спасти раненого в кладовке
51-летний Карамаликов до 24 февраля был депутатом горсовета Херсона, известным бизнесменом и жил в свое удовольствие. А сегодня он в СИЗО ждет вердикта Криворожского суда. Его обвиняют по нескольким статьям УК Украины: в «коллаборационизме», «создании положительного образа России» и «создании пропагандистских видеороликов». Ему грозит минимум 15 лет, но адвокаты готовятся к максимуму — пожизненному.
Илья владел двумя ночными клубами — «Шаде» и «Амиго» и сетью ресторанов. После того, как Херсон был взят под контроль российской армией, Карамаликов организовал добровольческие патрули, которые пресекали мародерство. Сейчас говорят, что местные — порядка 1200 мужчин, дежуривших в патруле, не помогали россиянам, но «действовали с их согласия». Затем создал и возглавил «Муниципальную стражу», занимающуюся примерно тем же, но в тандеме с чиновниками мэрии. 15 марта его патрульные задержали на улице контуженного российского летчика. В ту ночь был очередной обстрел Чернобаевки, и раненый военнослужащий выбежал с аэродрома, долго плутал и, пройдя 16 км, вышел к Херсону. Его обыскали, нашли автомат, пистолет, несколько магазинов с патронами и документы пилота боевого вертолета на имя 32-летнего Дмитрия Савченко.
Судя по всему, патрульные хотели убить российского военнослужащего, но решили посоветоваться с командиром. Карамаликов решил не связываться с новыми властями, забрал парня к себе домой, посадил в кладовку и позвонил одному из российских командиров. Договорились встретиться утром, и пилота передали его сослуживцам.
Как оказалось, украинские спецслужбы прослушивали телефон депутата и засекли этот разговор. Илью Карамаликова задержала СБУ 14 апреля, когда он вез жену, тещу и троих из пятерых детей из российского Херсона в Одессу. Сейчас основная версия, что Илья «всего-то хотел выехать за границу с семьей по имеющимся у них паспортам с иностранным гражданством, не сработавшись с россиянами». Но тогда его увезли в Кривой Рог, жестоко пытали, а теперь собираются посадить. Адвокат подсудимого Михаил Величко говорит, что Илью избивали, ноги резали острыми предметами, кололи наркотики, под которыми он и дал ложные признательные показания. Как минимум два сотрудника, участвовавшие в истязаниях, сейчас находятся под следствием.
В обвинительном заключении прокуратуры много эпизодов — Карамаликову припомнили и ролики, которые он ежедневно выкладывал для херсонцев в соцсетях, и контакты с чиновниками, которые «работали на Россию», и утечку данных «военных ветеранов и проукраинских политических деятелей», раздачу российской гуманитарки и пр. Но главный грех — помощь русскому солдату: мол, Карамаликов «организовал дальнейшее участие российского военнослужащего в агрессии против Украины».
Крестный отец херсонского разлива
Как пишут американцы, у Карамаликова в городе была репутация своего рода крестного отца. Но с его биографией они не очень знакомы.
Илья родился в Херсоне в 1971 году и носил фамилию Воронов. В конце 80-х мальчик с дипломом музыкальной школы занялся бизнесом. Довольно быстро оказался за решеткой. Он не любит вспоминать об этом периоде жизни и рассказывать, за что сидел. Тем более что в 90-е Воронов опять попал в тюрьму. Привлекли его за махинации с фальшивыми «чеченскими авизо». Позже он признается, что занимался обналом валюты, но «это уже неважно».
Когда Илья Воронов в очередной раз оказался на свободе, решил жениться на дочери бывшего КГБшника Бориса Карамаликова. Взял фамилию жены и начал помогать тестю с бизнесом: тот уже владел сетью минимаркетов. Говорят, в ту пору авторитетный бизнесмен Илья неплохо зарабатывал на торговле «серыми» машинами. Это не приносило много денег, но семья жила неплохо. Тесть подсобил в 2002-м Карамаликову с избранием в горсовет. Тут-то и начал процветать семейный бизнес.
С женой Илья развелся и открыл первый свой ночной клуб. С годами Карамаликов обзавелся нужными связями в регионе, бизнес разросся до маленькой империи, а статный уже бывший депутат заработал репутацию крестного отца, который даже организовывал местные конкурсы красоты. Потом он опять заполучил мандат.
В 2018-м Карамаликов внезапно зарегистрировал религиозную организацию «Религиозная громада “Собрание друзей на службу обществу”» г. Херсона. Местные журналисты говорят, что все дело в налоговых скидках и льготных тарифах на энергоносители для священнослужителей. Адрес «кафедрального собора» удивительным образом совпал с адресом ночного клуба Карамаликова, в котором каждую ночь танцевали дамы с голыми попами у шеста, бармены устраивали свои высокоградусные шоу, а днем иногда туда приходил раввин. С тарифами у «пастора Ильи» не срослось, а дружба с еврейской общиной осталась. Как и небольшой гешефт с рыночного бизнеса: депутат Карамаликов взялся регулировать процесс, кому можно торговать на местных рынках, а кто должен свернуть свои лотки.
Раввин встал на защиту
В конце февраля этот человек легко организовал патруль, на своей белой «Ауди» рассекал по городу, организовывал точки раздачи продуктов, захаживал в синагогу и даже с приходом российских военнослужащих чувствовал себя уверенно. Таким ночью 15 марта его увидел офицер Савченко. Адвокат подсудимого настаивает, что «никто не знал, что делать с пилотом, не могли передать его украинским силам — в то время их в городе не было, а русские были везде».
Сейчас он говорит, что у него не было возможности избежать контактов с «Альфой» и особого выбора. Дескать, вынужден был договариваться, чтобы военные «не стреляли в добровольцев». Карамаликов рассказывает, что тогда помогал вывозить из Херсона раненых боевиков ВСУ и создал «проукраинскую подпольную организацию». А еще передавал «журналистам из Нидерландов материалы о похищении российскими военными жителей Херсона». Ни одного доказательства своим словам он в суде предоставить не смог.
Заступается за Карамаликова и его раввин Йосеф Ицхак Вольф, которому удалось уехать в Германию. Он рассказывает, что Илья добрый человек, который не допустил убийства российского пилота. Вольф возмущен тем, что многие политики и силовики успели сбежать из Херсона еще в конце февраля, предали людей, а «теперь судят нас».
Бывшие дружинники Карамаликова обещают тоже после всего «спросить с Зеленского, как так получилось». Херсонцы, которые эвакуировались осенью из города, тоже удивлены, почему Киев хочет посадить их «крестного отца». Они говорят, что да, он очень неоднозначный человек и грехов за ним много, но с новой властью он не сработался. Что неудивительно, поскольку в России давно отвыкли от таких, авторитетных во всех смыслах бизнесменов. Но пилота, как ни крути, спас именно он. За что теперь получит пожизненный срок.