Арабская зима. К чему привела волна революций на Ближнем Востоке

Огонь, дым и хаос - страшные плоды «арабской весны». © / www.globallookpress.com

47-летнего Ахмеда Эмина я встретил на вокзале Келети в Будапеште. Он спал прямо на заплёванном полу в окружении пустых жестяных банок из-под лимонада, окурков и обёрток от печенья. В 2011 году у этого преуспевающего бизнесмена из сирийского Хомса было всё - три магазина по торговле косметикой, дом, семья. 

   
   

«Когда начались выступления против президента Башара аль-Асада, я с сыновьями тоже принял участие в демонстрациях, - рассказывает он. - Мы устали от коррупции и несменяемости этого режима, надеялись на лучшую жизнь. Через год в городе вспыхнули бои. Моя жена погибла во время ошибочного обстрела нашего квартала ополчением, дом сгорел, магазины разграбили мародёры. Два сына ушли воевать - один к повстанцам, другой в «Исламское государство» (ИГ)* - в прошлом году, с разницей в месяц, оба погибли. Сейчас я заплатил последние деньги, чтобы вместе с дочерью перебраться в Европу». Ахмед вздыхает и смотрит на меня со слезами: «О Аллах! Кто мог подумать, что так получится?»

Сожжённые революцией

14 января 2011 года президент Туниса Бен Али сбежал из своей страны, не в силах справиться с протестами: их вызвало публичное самосожжение Мохаммеда Буазизи - торговца фруктами, у которого полиция, вымогая взятку, конфисковала нехитрый товар. Это событие спустило курок революций, прокатившихся по арабским государствам. В самом Тунисе на первых свободных выборах к власти пришла исламистская партия «Ан-Нахда», однако вследствие краха экономики и уличных бунтов парламент вскоре решили переизбрать. «Ан-Нахда» проиграла, и радикальные исламисты взялись за оружие. В прошлом году в ходе атак боевиков в стране погибло 60 иностранных туристов, маленькое государство балансирует на грани гражданской войны. 

11 февраля 2011 года в Египте пала 30-летняя диктатура Хосни Мубарака - президентом выбрали Мухаммеда Мурси из движения «Братья-мусульмане». Через год он был свергнут армией, и в стране установился военный режим. В столкновениях погибли тысячи людей, по демонстрациям стреляли с вертолётов, а север полуострова Синай перешёл под контроль отрядов «Исламского государства»: там не прекращаются боевые действия, почти ежедневно происходят кровавые теракты. А 31 октября террористы ИГ взорвали самолёт российской авиакомпании «Когалым-авиа» над Шарм-эль-Шейхом, убив 224 человека... 

Ещё худшая судьба ожидала Ливию: после начала междоусобицы (15 февраля 2011 года) страну разбомбила авиация НАТ­О, погибло 50 тыс. граждан из 6-миллионного населения, был растерзан глава Ливии Муаммар Каддафи. Резня не утихает до сих пор: государство развалилось на части - город Сирт оккупирован ИГ, в столице Триполи засели другие исламисты, юг захватили племена кочевников... И лишь на границе с Египтом, в Тобруке, ютится признанное ООН жалкое правительство демократической Ливии. 

То же самое произошло в Йемене: после демонстраций и боёв по всей стране диктатор Али Абдалла Салех в 2012 году ушёл в отставку. Через пару лет повстанцы свергли нового президента Хади, и теперь республику рвут на куски боевики ИГ, «Аль-Каида», шииты и сунниты, в войну ввязалась авиация Саудовской Аравии - жертвами бесконечных сражений стали 20 тыс. йеменцев. 

Война в Сирии идёт с 15 марта 2011 года и унесла жизни 250 тыс. человек. Половину сирийской территории, а также треть соседнего Ирака захватила всё та же группировка «Исламское государство», вскоре организовавшая теракты по всему миру, включая массовое убийство в Париже и атаку супругов-смертников в Калифорнии.

   
   

 

Плата за тупость

- Спустя пять лет, глядя на мёртвые страны Ближнего Востока, лежащие в руинах города, 500 тысяч могил, миллионы беженцев в Европе и рождение монстра терроризма, в сравнении с коим «Аль-Каида» - девочка в бантиках, так и хочется спросить США с Евросоюзом: неужели оно действительно того стоило? - говорит иранский политолог Хусейн Канани Могхадам. - Поддержав «арабскую весну», американцы и европейцы не выяснили, готовы ли эти страны к демократии. Сразу начали бомбить, без колебаний поддержали деньгами и оружием «борцов за свободу», которые оказались убийцами и бандитами. Всюду победил радикальный ислам, отныне Западу противостоит гидра «Исламского государства»: отрубишь одну голову - взамен вырастает десять. Война лишь разгорается - думаю, на нашем веку мы увидим и наземную операцию, и смерть тысяч западных солдат. И всё потому, что пять лет назад в США захотели поставить «прозападные» режимы вместо «пророссийских» в Сирии и Ливии, а в других республиках сменить старых диктаторов на молодых, не подумав, кем они будут. Мир платит кровью за тупость американских политиков.

Царство ужаса

В 2005-2010 годах я приезжал в командировки в Сирию. Это была бюрократическая, но весьма мягкая по арабским меркам диктатура: народ в разговорах с иностранцем позволял себе критиковать президента, никого не тащили в полицию. Медицина и образование являлись бесплатными, жизнь - не сказать, что богатой, но нормальной. В Ливии работали миллионы гастарбайтеров, а множество её граждан гнушались зарплатами таксистов или дворников, наслаждаясь роскошью «нефтяного эмирата». Египет зарабатывал миллиарды долларов на приезжих - как говорили у пирамид, «у нас земли из-за туристов не видно». В какой кошмар превратились эти государства всего за пять лет? Люди там уже забыли, за что воюют, их интересует одно - убивать друг друга.

Имелся ли шанс избежать кровопролития? Конечно. Революции против засидевшихся престарелых диктаторов неизбежны, однако их можно было сделать «бархатными», привести к власти других лидеров, жёстко отстранив от политики исламистов. Увы, Западу захотелось отрапортовать о торжестве демократии на Ближнем Востоке - «пусть голосуют свободно, как хотят, совсем как у нас». И каков же результат? Первый юбилей восхваляемой в своё время США и ЕС «арабской весны» отмечается в атмосфере всеобщего страха перед исламистским террором, забившим Интернет видео с отрезанными головами. У кого-то ещё есть сомнения, что это только начало?


*Террористическая организация, запрещённая в РФ.