Когда США только думали, передавать или нет украинцам F-16, они предлагали в качестве альтернативы свои штурмовики А-10 Thunderbolt, получившие за внешний вид прозвище «Бородавочник». Тогда советник бывшего министра обороны Украины Юрий Сак заявил, что им не нужны старые американские штурмовики вместо модернизированных F-16. Прошло время, и начальник украинской разведки Кирилл Буданов в интервью CNN озвучил просьбу к США, что было бы неплохо, если бы Вашингтон расщедрился и вместе с истребителями передал Украине и фронтовые штурмовики А-10 Thunderbolt. И тогда ВСУ «точно победят».
«Африканские свиньи» в небе Украины
Столь странное прозвище «Бородавочник» американский штурмовик А-10 получил за внешнее сходство с дикими африканскими свиньями: горб — кабина пилота, свиное рыло — визуально опущенный вниз нос штурмовика. Но в целом машина получилась настолько удачная, что она до сих пор стоит на вооружении армии США и никогда не экспортировалась за границу.
Штурмовик А-10 Thunderbolt начал эксплуатироваться в конце семидесятых. И его боевые характеристики как штурмовика остаются на довольно высоком уровне даже в настоящее время. Кстати, специализированные машины этого класса выпускали только две страны мира: Россия (СССР) и США.
Дмитрий Невзоров, aif.ru: — Владимир Александрович, что это за самолет — А-10 Thunderbolt? Выпускаться он начал еще в начале 70-х. Неужели он востребован до сих пор?
Владимир Попов: — Поверьте, это грозная машина, несмотря на свой возраст. Штурмовик А-10 — одноклассник нашего Су-25 «Грач». Основа вооружения «американца» — семиствольная автоматическая 30-мм пушка с револьверным способом подачи снарядов. Некоторые даже говорят, что самолет был сделан под пушку, а не наоборот. Вся конструкция машины разработана под решение штурмовых задач при плотном огневом воздействии противника. У него имеется частичное бронирование кабины и фюзеляжа. Конструкция очень устойчива к воздействию зенитных средств и крупнокалиберного зенитного оружия. Боевой потенциал этой машины очень высокий при работе на малых высотах.
— «Бородавочник» — довольно возрастной самолет, на нем меньше электроники. Значит, обучиться летать и вести воздушные бои проще, чем на F-16?
— Нет. Я бы этого не сказал. Несмотря на то, что меньше электронных компонентов и системы управления похожи на наши, например ручка управления по центру, «между ног», — машина очень чувствительна к квалификации пилота. Летать на малых и сверхмалых высотах надо уметь, а штурмовая авиация работает именно там, время на переподготовку пилота займет не менее года. Один языковой переход чего стоит. Даже если знаешь английский, в бою переводить шильдики на приборах некогда, там работают инстинкты. У американцев мили, у украинцев километры, у них галлоны, а голова думает о литрах. Из-за этого, кстати, происходят аварии даже в гражданской авиации, а тут бой, стресс. Вдобавок, несмотря на неприхотливость А-10, обслуживание его — вещь очень специфичная, как и всех иностранных самолетов. Под них нужно полностью создавать ремонтно-техническую базу. Сложностей очень много.
— Владимир Александрович, А-10 Thunderbolt лучше или хуже российского Су-25?
— По боевому потенциалу самолеты близки. Но приоритет нашего «Грача» в том, что он по размерам меньше «Бородавочника», а берет столько же ракет, бомб, как и более громоздкий американский самолет. Сами понимаете, чем меньше самолет, тем меньше он уязвим для вражеского огня. К тому же у Су-25 степень бронирования значительно выше американского. Но я подчеркну еще раз, что А-10 — грозная и опасная машина. Но, если они окажутся в нашем небе, будем их бить, как с земли, так и с воздуха.