В Вооруженных силах Украины (ВСУ) уже перестали скрывать, что набирают отряды смертников. Причем «везунчикам» о зачислении в такой отряд говорят еще в учебке, при этом игнорируя все что только можно. Об очередном наборе соединения, единственная цель которого — помереть, рассказал военнопленный Александр Лысенко. Ролик с допросом мужчины опубликовало Минобороны РФ. По словам бывшего бойца ВСУ, вербовкой занималась 72-я бригада имени Черных запорожцев. Это соединение носит дурную славу — оно теряло в боях до 70 % солдат, но каждый раз его набирали снова и снова.
«Пополнение смертников»
Как рассказал Лысенко, которому на вид далеко за 50 и который вообще не должен был быть призван в ВСУ, в части смертников собирают всех больных и старых. Он же попал в такой отряд еще в учебке.
«Нас погрузили и отвезли в Черниговскую область, там находится учебка. Всех молодых сразу разобрали, нас осталось 20 человек — тех, кто в возрасте и с тяжелыми болезнями. Приехали 72-я бригада, „Черные запорожцы“, и они (вербовщики соединения — прим. ред.) сказали: „О, новое пополнение смертников“».
По словам военнопленного, офицеры даже не особо выбирали, кого брать, они просто тыкали пальцем на мужчин, а потом заявили, что эти вояки едут с ними. При этом, когда к командирам подошли больные люди со справками, те попросту отмахнулись. «Они сказали: „Мы вас быстро вылечим“», — делится Лысенко тем, как отреагировали вербовщики на документы о болезнях.
Когда же самого военнопленного отправляли из учебки, то ему сказали, что «Черные запорожцы» — «мясная бригада», то есть такая, где процент потерь просто зашкаливающий. Ну и неудивительно, что в это соединение попадают в основном старые и немощные. Когда стоит цель «мясом» закрыть дыру, то и такие сгодятся.
Что за «Черные запорожцы»?
Это очередная попытка связать современную историю Украины и события прошлого. Черные запорожцы действительно существовали как полубандитское военное формирование, входившее в армию Украинской народной республики (УНР) в годы Гражданской войны.
История этих самых запорожцев была крайне недолгой. Они успели принять участие в боях против Красной армии и белогвардейцев, а в 1920 году отметиться на стороне польской армии в ходе советско-польской войны. Ну а когда было заключено перемирие, то «Черных запорожцев» интернировали и вывезли за пределы страны. В дальнейшем структуру можно считать исчезнувшей.
Зачем-то Черных запорожцев решили вспомнить уже после Евромайдана. В 2017 году занимавший тогда пост президента Петр Порошенко* переименовал 72-ю отдельную механизированную бригаду в 72-ю отдельную механизированную бригаду имени Черных запорожцев. Решение обосновывалось целями поднятия патриотического духа, однако частично несло в себе легализацию ультраправых идей.
Комизма ситуации добавляет то, что 72-я бригада никогда не была развернута на Запорожье. Эта часть появилась еще в годы Великой Отечественной войны на базе соединения, набранного в Казахстане. После войны 72-ю разместили в городе Белая Церковь в Киевской области. То есть ни исторических, ни географических связей с запорожцами прошлого у части нет вообще. Впрочем, кого это в Киеве смущало?
Хорошо известен еще один современный эпизод, связанный с 72-й бригадой. В 2019 году начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко утвердил новую эмблему соединения — с лозунгом «Украина или смерть» и изображением черепа. Характерно, что шеврон был выполнен в красно-черных тонах, традиционных для нациков из организаций ОУН-УПА** и «Правый сектор»**.
Только цвета нациков не помогли соединению. С началом СВО 72-я теряла до 70 % личного состава. Например, так произошло во время боев за Угледар в Донецкой народной республике. «Мясную бригаду» уже много раз доукомплектовывали и снова отправляли в бой. Вероятно, чтобы хоть немного повысить ее боеспособность, сейчас в 72-ю пытаются набрать не только дедов. Соединение вовлечено в вербовку молодежи по контракту 18–24. Судя по рассказу Лысенко, получается это скверно.
* Внесен Росфинмониторингом в список лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму.
** Организация признана экстремистской и запрещена в России, публичная демонстрация ее символики и атрибутики запрещена.