День атома по-ирански: за дипломатию Роухани достались яйца и ботинки

Москва, 28 сентября – АиФ-Москва. В субботу, 28 сентября, в России отмечается День работников атомной промышленности. Он учрежден указом президента в 2005 году, и пока празднуется только в нашей стране.

   
   

Тем не менее, по иронии судьбы именно атомная промышленность стала поводом для прецедента, который сегодня обсуждал весь мир.

Речь идет о ядерной программе, которую уже несколько десятилетий с завидным упорством реализует Исламская республика Иран. Именно о ней решил побеседовать со своим ближневосточным коллегой американский президент Барак Обама, организовав первый за 34 года телефонный разговор с иранским лидером.

Исторический звонок

Как рассказали прессе свидетели этих переговоров, звонок от Обамы раздался, когда Хассан Роухани уже направлялся в аэропорт, чтобы лететь из Соединенных Штатов домой. Беседа, которая произошла сразу после этого, длилась чуть больше десяти минут. Тон ее был весьма теплым и благожелательным. Общались Роухани и Обама без посредников, на английском языке.

Иранский президент заявил, что готов вести переговоры с США и Западом и сделать все для того, чтобы достичь соглашения по поводу ядерной программы, реализуемой его государством. На это, по его словам, может потребоваться от трех месяцев до полугода; тем не менее, он понимает, что это – очень важная задача. Высший духовный руководитель Исламской республики, аятолла Али Хаменеи, уже наделил его полномочиями для ведения переговоров на эту тему, – отметил Роухани.

В свою очередь Обама заявил, что верит в вероятное «комплексное решение» иранской ядерной проблемы, несмотря на то, что гарантии успеха в данных вопросах пока никто не дает.

   
   

Акт «взаимного интереса и уважения»

Обозреватели-международники отмечают, что этим субботним звонком американский лидер и его иранский коллега нарушили своеобразный «обет молчания», который главы обеих стран соблюдали в течение 34 лет.

Дипломатические отношения между США и Ираном оборвались в 1979 году, когда в Исламской республике произошла насильственная смена власти. Тогда иранские студенты в Тегеране захватили в заложники сотрудников американского посольства, требуя, чтобы Соединенные Штаты выдали свергнутого шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, находившегося тогда на лечении в Нью-Йорке.

Захваченные дипломаты были освобождены только спустя год. После этого американская сторона предпочитала не иметь дела с представителями Ирана.

Ситуация разительно изменилась после избрания нынешним летом нового президента Исламской республики – Хассана Роухани, который сменил на этом посту Махмуда Ахмадинежада. Новый иранский лидер практически сразу провозгласил курс на налаживание отношений с Западом, и в частности с Соединенными Штатами.

Как рассказали прессе представители Белого дома, Обама и Роухани хотели лично пообщаться во время сессии Генсассамблеи ООН в Нью-Йорке. Однако сделать этого им не удалось по причине сложностей с организацией встречи.

Что касается итогов нынешних переговоров, то Обама оценил их следующим образом: «Сам факт того, что это было первое общение американского и иранского президентов начиная с 1979 года, говорит о глубоком недоверии между нашими странами. Но он также указывает на возможность преодоления этой сложной истории. Разрешение этого вопроса, безусловно, могло бы послужить крупным шагом вперед на пути к новым отношениям между Соединенными Штатами и Исламской республикой Иран, – отношениям, основанным на взаимном интересе и уважении», – заявил он, выступая перед журналистами президентского пула.

Роухани в компании с Бушем

А вот иранского лидера по возвращении на родину ожидал неприятный сюрприз. Встречать его на улицах Тегерана собрались сторонники оппозиции и консервативно настроенные граждане, возмущенные уже самим фактом попытки наладить дипотношения с «идеологическим врагом». В итоге, когда Роухани сел в машину, «благодарные» иранцы закидали президентский кортеж яйцами и ботинками.

Согласно исламской традиции, бросок в человека обувью означает выражение глубокого оскорбления; именно таких жестов, в частности, «удостаивался» в свое время приезжавший в Ирак предшественник Обамы – Джордж Буш.

Тем не менее, – отмечают эксперты и международные обозреватели, – такое выражение негодования радикально настроенных иранцев вряд ли заставит Роухани отказаться от намерений взаимодействия с Западом. Президент ближневосточного государства твердо намерен доказать мировому сообществу, что Иран не производит ядерного оружия – во всяком случае, пока, – и что его атомная программа носит исключительно мирный характер.

На этой неделе, 23 сентября, в Исламской республике заработала первая атомная электростанция – «Бушер», работу над созданием которой вели вначале советские, а затем российские специалисты. Ее строительство началось еще в семидесятые годы прошлого века.