Он рассказал о текущей политической ситуации на Украине, внеочередных парламентских выборах, а также о своём бывшем ученике Михаиле Саакашвили.
Привычка «темнить» - это очень по-депутатски
- Главной темой на Украине по прежнему остаётся вопрос о внеочередных парламентских выборах. Когда они всё-таки состоятся, на ваш взгляд?
- Состоятся выборы между 21 декабря и началом февраля. Год назад я говорил об этом, я назвал дату 21 декабря. Она пока еще вполне вероятна.
- Почему именно эта дата?
- Наши политики в какой-то степени мистики, а это самая длинная ночь, а украинские политики все любят делать ночью. Так у них больше простора для ночных делишек – ночь-то самая длинная. И сейчас пока срок является актуальным.
- Каким может быть расклад политических сил по итогам выборов?
- Думаю, ничего существенно нового не произойдет, действующие силы войдут и в будущий парламент. Только их соотношение слегка изменится.
- А как это выразится в процентном соотношении?
- По-прежнему первое место займет Партия регионов, у них есть все шансы улучшить результат. Нужно совсем не иметь мозгов, чтобы не выиграть битву, заходя из оппозиции. Надеюсь, они этот бонус правильно используют и получат около 30%. Второе место – у Тимошенко. Она в очередной раз что-то пообещает избирателям и войдет с результатом 22-24%.
Может улучшить свой результат Литвин. Он позиционирует себя как оппозиционер более жесткий, но все забывают, что он сам часть этой власти, поэтому он может занять третье место.
У нас есть Черновецкий, люди любят все необычное, за «космонавта» этого могут проголосовать неожиданно много.
- Почему вы называете его «космонавтом»?
- Это человек, который в прямом эфире иногда показывает себя не от мира сего, иногда уходит в космические фантазии. Многим это не нравится, а у меня он вызывает симпатию, я люблю экзотические персонажи. Я хочу, чтобы он вошел в парламент, он сыграет свою роль. Будут коммунисты и, возможно, социалисты. Возможно, из этих паззлов сложится новая картинка. Может быть, она будет более привлекательная и дееспособная.
«Спички, деньги и дамские булавки - оружие против голосования»
- Вы являетесь автором теперь уже общепризнанного термина «политтехнологии». Расскажите, какие же технологии применяют друг против друга оппоненты Верховной рады в такое неспокойное для Украины время?
- Сразу скажу: фантазия депутатов разыгралась. Я участвовал в «горячих акциях», это когда лидер блока бросает своих депутатов грудью на амбразуру, блокируя работу парламента. Как ни смешно, мне, профессору политологии, приходилось в этом участвовать. Тогда нас принуждали к тому, чтобы мы наших оппонентов понукали к компромиссам.
- Каким же образом?
- В качестве принуждения мы засовывали в щит для голосования спички. Я никогда этим не занимался, но были депутаты, которые с удовольствием мазали спички клеем и засовывали их в щель урн. Сейчас я с удивлением узнал, что уже не только спички, но и деньги, женские булавки пихают в урны, - фантазия не стоит на месте!
- И эти люди вершат судьбами украинского народа?
- Когда я шел в парламент, я думал, что там мудрость превалирует над простыми человеческими инстинктами. Оказалось, что это такое же сборище разгильдяев и хулиганов, как и на улице. На этом сборище бывают те же проявления холуйства, как и в уличной стае, когда лидер говорит одно, а для того чтобы выслужиться, усиливают слова лидера. Поэтому есть саморазгоняющаяся ситуация, когда люди с ярко выраженными холуйскими наклонностями разгоняют ситуацию до абсурда.
- В разное время вы консультировали как политтехнолог Леонида Кучму и Виктора Януковича. А с 2001 по 2005 годы были советником премьер-министра Украины. А кто был вашим самым талантливым «клиентом»?
- Я консультировал всех трех президентов и 5-6 премьер-министров Украины. Я думаю, что Юлия Тимошенко - самый талантливый мой клиент, мы проработали 10 лет. Она превзошла всех своих учителей, и это к сожалению. Однажды ее сравнили с золотой рыбкой, она обиделась на это.
- А что же обидного в этом образе?
- У золотой рыбки оперативная память около 5 секунд. Потом она стирает свою память. И Юлия Владимировна очень быстро стирает все свои обещания, которые давала партнерам и избирателям, и с такой же свежестью произносит их снова. В этом умении стирать свой политический и нравственный андеграунд и быть свежей в своих обещаниях она очень похожа на золотую рыбку.
- В одном из интервью вы сказали, что у премьер-министра Юлии Тимошенко есть реальный шанс стать президентом Украины. Вы и сейчас придерживаетесь такого взгляда?
- Я участвовал вчера в передаче на российском телевидении, я увидел, как российские коллеги увеличивают шансы, позиционируя Тимошенко как большого друга России, что не так на самом деле. Она умеет создавать любой образ, в России - образ политика договороспособного, с которым можно иметь много полезных общих проектов. Хотя я считаю, что это человек, который органично не любит Россию, не верю, что с ней возможны радикальные улучшения отношений. На это впечатление ведутся российские политики, могут оказать ей преференции перед выборами, и тогда ее шансы будут существенно выше.
Переворота на Украине не будет
- Возможно ли проведение досрочных президентских выборов на Украине?
- В политике возможно все, в том числе досрочные президентские выборы, но шансы минимальны. Парламентские выборы почти по закону, а для президентских надо нарушить все законы. Есть ощущение, что этого не будет.
- То есть слухи о том, что Ющенко готовит на Украине военный переворот, не имеют под собой никакого основания?
- Я не верю этим слухам. Я знаю характер Ющенко уже около 20 лет. Не верю, что по своему психотипу он способен на резкие действия. Один из его советников недавно сказал, что он поленится выполнять любой энергоемкий сценарий.
Дело не только в лени. Все украинские политики понимают, чем эти сценарии заканчиваются для политиков - гаагским судом, пластическими операциями, которые все равно не спасают от тотального юридического и личного конца. Наши политики - не отчаянные люди. Они не пойдут на революцию, и особенно Ющенко.
У депутатов Верховной рады инстинкты сострадания не работают
- Как вы оцениваете позицию Украины в грузино-югоосетинском конфликте?
- Как гражданин оцениваю крайне негативно. Когда произошел конфликт, украинская сторона должна была среагировать гуманитарным образом. Я был практически на всех конфликтах последних лет 15, и знаю, что первыми жертвами становятся дети и старики - бездомные дети, сироты, кинутые старики, а это самое ужасное зрелище – пожилой человек около собственного сгоревшего дома, которому некуда пойти и нечего поесть.
Я предложил нашим политикам, прежде всего, отреагировать гуманитарно. Я обратился ко всем депутатам с предложением вывести детей пострадавших из зон конфликта, невзирая на национальность. У нас есть замечательный лагерь «Артек» на 5 тыс. мест, можно было всех разместить и обогреть, оказать психологическую помощь, в этом нужны сильные специалисты. Но получил отказ. Было вывезено несколько сот грузинских детей. Я считаю, что это нарушение базового инстинкта, у каждого нормального человека базовый инстинкт – помочь слабому, ребенку и старику. У наших политиков эти инстинкты не работают.
Саакашвили выделялся только ростом
- Дмитрий Игнатьевич, среди ваших учеников в Киевском университете был Михаил Саакашвили, нынешний президент Грузии. Расскажите, насколько, на ваш взгляд, за эти годы изменился этот студент Киевского университета?
- У меня не один студент стал президентом. Был Квасневский, с ним я общался значительно больше. С Саакашвили у меня была встреча за 4 недели до событий в ЮО, он тогда уже производил впечатление человека возбужденного. Я не мог предположить, что будет такой конфликт, но чувствовалось, что он готовился к чему-то, через что-то переступить.
- В университете вы преподавали у него политологию?
- Совершенно верно. Но, если честно, я не помню, каким он был студентом, я не мог предположить, что он будет президентом, поэтому не обращал на него особого внимания. (Смеётся) Думаю, рядовым студентом был, раз я не запомнил. В той группе было много латиноамериканцев, а он выделялся ростом. Особыми знаниями, активностью, печатью будущего президентства он не выделялся. Я преподавал у него политологию. Думаю, он был плохим учеником, раз пошел на такие вещи.
- Как вы можете охарактеризовать его деятельность как политика?
- У меня есть ощущение, что закончился срок годности политиков, пришедших к власти на волне «оранжевых революций», они выработали свой ресурс. Это касается киргизских политиков, грузинских и украинских тоже. Видимо, есть общие закономерности.
Люди, которые пришли на внешнем ресурсе, внешней помощи, внешнем креативе, видимо, не могут длительно быть эффективными политиками. Заканчивается ресурс внешней подпитки – и выпускается пар из этих людей.
Видимо, нельзя нарушать глубинные законы истории, я всегда верю в эволюцию. Все политики, приходящие на волне революций, заканчивают плохо. Хочется желать им только хорошего, пусть они красиво стареют, воспитывают внуков, но я подозреваю, что у них этого не получится. Кажется, приходит завершающая фаза для этих людей. Скоро услышим другие имена на этих позициях в странах «цветных» потрясений. Советую этим людям безболезненно отдать власть.
Выход из кризиса - объединение усилий между Украиной и Россией
- Как Украина переживает финансовый кризис?
- У нас кризис ожидается более масштабный, чем в РФ, потому что у нас меньше страховочных вещей. Политики больше готовятся, больше говорят о кризисе. Думаю, что он будет даже еще жестче, чем говорят, может быть, повлияет на исход выборов. Думаю, кризис востребует политиков, которые способны более быстро и адекватно реагировать на складывающуюся ситуацию. Надеюсь, они выйдут на более высокие роли и создадут более дееспособную композицию в новом парламенте. Есть надежда, что даже старые люди по-новому проявят себя.
К сожалению, нарушены все постулаты здоровой экономики, как на Украине, так и в РФ. Надеяться на быстрое выздоровление – это иллюзия. Давайте вместе лечиться, вместе применять лучшие мировые рецепты. Может быть, так мы преодолеем плохие отношения между нашими странами.
Смотрите также:
- «Низы не хотят, а верхи...». Ведущий «Серебряного дождя» - о коррупции и слоне в Антарктиде →
- Владимир Познер: «Россия - по-прежнему советская страна» →
- Алексей Чадаев: Без лица →