Без договора о правовом статусе моря (он должен прийти на смену договору между СССР и Ираном от 1940 г. и даже российско-персидскому договору от 1921 г. — Ред.) возникает множество проблем.
Президент Казахстана Н. Назарбаев напомнил, что 45% квоты на вылов осетровых сейчас владеет Иран, а из «советской» доли 27% принадлежит России и только по 9% — остальным. Президент Туркменистана Г. Бердымухамедов, глядя на президента Азербайджана И. Алиева, заявил, что разработка нефтяных месторождений недопустима в зонах Каспия, статус которых ещё не определён.
Россия настаивает, что трубопроводы в море должны появляться только после экологической и сейсмологической экспертизы, одобренной всеми 5 государствами. С экологией на Каспии действительно далеко не всё в порядке. Но Казахстан, Азербайджан и Туркменистан держат в уме проект транскаспийского газопровода в обход России. Зато Москва против того, чтобы выход в Мировой океан через каналы до Азовья был свободным. В. Путин предложил расширять каналы и заключать договоры на транзит.
Договорились, что над Каспием и его ресурсами установлен суверенитет 5 прикаспийских государств, а суда будут по-прежнему ходить только под их национальными флагами. Прикаспийские страны не будут предоставлять свою территорию кому-то ещё для агрессии на одну из них. Конвенцию о статусе моря и ещё одно предложение России — совместные силы по поддержанию порядка «Касфор» — обсудят на следующем саммите в Баку.
Это, впрочем, были не все новости из Тегерана. Президент России отправился на приватные переговоры с М. Ахмадинежадом и аятоллой А. Хаменеи. Роль посредника между напряжённо взирающим на иранскую ядерную программу миром и несговорчивыми тегеранскими богословами оказалась непростым делом. Одна из иранских газет накануне написала, что «Москва никогда не была надёжным другом и партнёром…»
Но такая же претензия у остального мира именно к Ирану. Например, следуя жёсткой исламской морали, женщина здесь не может показаться на улице без платка и длинного балахона. Но многочисленные бутики в центре Тегерана торгуют вечерними платьями с внушительными декольте… Их носят дома и на закрытых вечеринках. К незамужней женщине не смей прикоснуться, зато для гораздо более интимных отношений можно оформить временный брак.
Точно так же и с ядерной программой: мало кто доверяет стране, которая на протяжении многих лет вообще скрывала исследования, а теперь утверждает, что они носят исключительно мирный характер. Формально Иран не нарушает международных договорённостей. Но уже в ближайшее время в ядерном центре в Натанзе страна сможет ежегодно вырабатывать 25 килограммов высокообогащённого урана, которых хватит и на ядерный боезаряд.
После двух резолюций Совбеза ООН Иран пошёл на некоторые уступки. Но сворачивать работы пока не собирается. США, Великобритания и Франция настаивают на введении более жёстких санкций. По некоторым сведениям, Президент России сделал иранскому руководству новые предложения — в обмен на замораживание иранской ядерной программы, а в Тегеране взяли очередную паузу.
Смотрите также:
- Иранская оттепель. Тегеран готовится открыться миру и защищаться от него →
- Выгоды разоружения. Почему Казахстан проводит миротворческую политику? →
- Ядерная самозащита. Иран стал чуть ближе к «шестерке» →