План США - уничтожить режим Асада? Чем ответит Сирия на атаку

Фото: Reuters

В среду, 11 сентября, решать, бить или не бить Сирию, будет американский Конгресс. Двумя днями ранее госсекретарь США Джон Керри дал понять: президент Башар Асад может избежать атаки, если в течение недели передаст контроль над всем химическим оружием в руки международного сообще­ства. Впрочем, власти страны отрицают свою вину в применении отравляющих газов 21 августа, за которое их теперь хотят наказать. И вряд ли примут ультиматум Штатов... Накануне Б. Асад по­благодарил В. Путина за поддер­ж­ку, оказанную ему на саммите «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге 5-6 сентября. А Генсек ООН Пан Ги Мун призвал поискать мирное решение сирийского конфликта. Гражданская война там уже унесла около 100 тыс. жизней, а сколько будет, если страну начнут утюжить натовские бомбардировщики и крылатые ракеты? Да и закончится ли кровавая драма со сменой режима?

   
   

Какова истинная цель возможной операции в Сирии, что могут противопоставить агрессии власти страны - об этом «АиФ» спросил авторитетных экспертов.

Виталий Наумкин, директор Института востоко­ведения РАН, доктор исторических наук:

- Сирийская армия достаточно сильна: по статистике, она занимает 16-е место в мире. Но всё зависит от того, удастся ли США и их союзникам подавить сирийскую ПВО с помощью радиоэлектронных средств и массированных ракетных ударов. В любом случае ответить агрессору симметрично, чисто военными средствами, Сирии будет сложно (хотя Дамаск заявил о готовности нанести удары по Турции, Израилю и Иордании, если те поддержат акцию США. - Ред.).

Но со стороны Дамаска возможны асимметричные шаги: например, использование вооружённых смертников (есть информация о подготовке 8 тыс. пилотов-камикадзе, готовых атаковать американские корабли. - Ред.), проведение терро­ристических акций. В этом плане особенно уязвимой будет Турция, где у Б. Асада есть значительная база поддержки.

Американцы, видимо, ударят по аэродромам, местам скопления самолётов и другой техники, чтобы ослабить режим и расчистить дорогу так называемой Свободной сирийской армии (ССА). Если операция приведёт к слишком большим жертвам, то США добьются прямо противоположного эффекта. А нужно ли им это? И без того в мире сильны антиамериканские настроения... Впрочем, есть версия, что истинная задача готовящейся операции достаточно узка: попытаться уничтожить центры управления страной и лично Башара Асада. В этом случае они будут считать, что миссия выполнена.

   
   

Юрий Балуевский, генерал армии, бывший начальник Генерального штаба ВС РФ:

- Возможности для сопротивления у сирийцев небезграничны. Обама заявил о непродолжительной операции. На мой взгляд, цель у неё простая - физическое уничтожение Асада и создание условий для того, чтобы оппозиция взяла верх в стране. Вопрос: понимают ли США, что взращивают в этой стране «Аль-Каиду»? Но вспомним, кто ещё во времена СССР вооружал будущего главного террориста бен Ладена. Похоже, политики в Штатах живут коротким умом, не извлекая уроков из истории.

 

Леонид Ивашов, генерал-полковник, президент Академии геополитических проблем:

- Как быстро Запад сможет справиться с Сирией военным путём? Если США и их союзники (Британия, Франция, Турция) применят всю свою мощь, сосредоточенную в регионе, и подтолкнут оппозицию к решительному наступлению, то соотношение сил будет далеко не в пользу сирийского руковод­ства. Тем более что правитель­ство Б. Асада ослаблено борьбой с боевиками,

продолжающейся больше двух лет... Помогать Сирии нам надо было «ещё вчера»: развернуть мощное дипломатическое наступление, созвать срочное заседание Совета без­опасности ООН, министров иностранных дел стран БРИКС. Предупредить о том, что после первого же выстрела в сторону Сирии Россия разорвёт отношения с НАТО - никакого пустопорожнего Совета Россия - НАТО в этой ситуации быть не может! Предупредить Турцию, что её участие в операции сильно осложнит наши отношения. Наша тайная дипломатия должна была мощно работать с Саудовской Аравией и др. Почему этого не было сделано? Не потому ли, что многие российские политики связаны с Западом своими шкурными интересами?