Чего мы добиваемся на саммите Россия-Евросоюз

   
   

В Ханты-Мансийске прошёл 21-й саммит Россия - Евросоюз. И на этот раз российская сторона решила продемонстрировать гостям «глубинку». Прошлый саммит на российской земле состоялся в мае 2007 года в пансионате Волжский Утёс под Самарой. Вместе со следующим саммитом в испанском городке Мафра в октябре 2007 года он запомнился прежде всего тем, что Россия и Евросоюз никак не могли начать переговоры о новом соглашении. Предыдущее было подписано в 1997 году, истекло в декабре 2007 и было автоматически продлено, хотя явно устарело.

Сначала мандат на новые переговоры еврочиновникам не давала Польша. Как обязательного условия польские власти требовали допуска своей мясной продукции на российский рынок. Проблема, которую должны были бы решить санитарные ведомства двух стран, превратилась в политическую. Урегулировать её удалось только, когда премьер-министром Польши вместо Ярослава Качинского стал Дональд Туск, известный более спокойным взглядом на историю российско-польских отношений.

Однако весной 2008 года о вето на начало переговоров России и Евросоюза заявила Литва. Тамошние власти требовали возобновления поставок нефти на нефтеперерабатывающий завод «Мажейкяй нафта» по нефтепроводу «Дружба». После того, как некоторое время назад принадлежавший ранее ЮКОСу завод ушёл из рук российских нефтяников,

«Транснефть» сослалась на аварийное состояние нефтепровода и прекратила поставки. Сегодня российская нефть поставляется в Литву танкерами, что несколько дороже.

Однако среди литовских условий были и сугубо политические: для начала переговоров с Евросоюзом Россия должна выплатить компенсации литовцам, пострадавшим в годы советских репрессий, и вывести своих военнослужащих из Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья. Как к «выкрутасам» к подобной позиции литовских властей отнеслись и в Москве, и в столицах «старой» Европы.

Спустя некоторое время Литва всё же согласилась выдать еврочиновникам мандат на переговоры, о старте которых и было объявлено в Ханты-Мансийске.

Но это не значит, что уже во время переговоров Литва и другие «младоевропейцы» не смогут вернуться к обсуждению тем, связанных с постсоветским прошлым. Отвечая на вопрос «АиФ» накануне встречи в Ханты-Мансийске, заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко предположил, что это может осложнить и затянуть переговоры России и Евросоюза:

   
   

- Если им удастся навязать свою повестку дня всему Евросоюзу, перспективы соглашения становятся туманны, - признал дипломат.

Тем временем в Москве не устают напоминать европейцам, что сотрудничество России и Евросоюза носит характер стратегического партнёрства и не должно зависеть от тех самых «выкрутасов». В большинстве европейских столиц с этим согласны. Бывшему президенту Франции Жаку Шираку, якобы, принадлежит следующая фраза, с которой он обращался к лидерам прибалтийских постсоветских стран: «Нельзя двигаться вперёд, всё время глядя в зеркало заднего вида». В ответ на претензии прибалтов, в Москве говорят о попытках переписать историю, возвеличивании нацистов, гробокопательстве и не соответствующем европейским конвенциям отношении к русскоязычным жителям.

- Выгоду от нового соглашения нельзя измерить в цифрах, - пояснил накануне саммита помощник президента России по внешней политике Сергей Приходько. - Оно позволит более уверенно строить взаимовыгодные долгосрочные отношения, в том числе, в экономике.

По словам Сергея Приходько, российские бизнесмены будут чувствовать себя более защищенными на европейском рынке, хотя требования к российским товарам придётся повысить, «но это выгодно прежде всего нам самим».

Продолжается работа над созданием четырёх «общих пространств». Кроме экономического, это пространства свободы, безопасности и правосудия, внешней безопасности, научных исследований, образования и культуры.

Одной из главных тем в рамках общего пространства свободы, безопасности и правосудия остаётся отмена визового режима между Россией и Евросоюзом.

Смотрите также: