Игорь Виттель: В ожидании появления кукловодов

И в этом можно, как ни странно, винить некоторым образом вырубку лесов и прочее глобальное потепление. Правда, это при условии, что под вырубкой лесов мы будем иметь в виду парк, а под глобальным потеплением — то, что и без того всегда жаркий Ближний Восток последнее время все сильнее нагревается.

   
   

То, что может позднее получить имя «турецкого лета», в пандан к «арабской весне», действительно началось с относительно небольшого молодежного протеста против того, чтобы были срублены 600 деревьев в столичном парке Гези. Вырубка должна была осуществиться в рамках исполнения строительного проекта — на месте деревьев запланированы большой торговый центр, мечеть и реконструированы казармы времен Османской империи.

Протестующих полиция разогнала гораздо жестче, чем ситуация того заслуживала и внезапно все завертелось: вместо того, чтобы удалиться по домам зализывать раны, люди вышли на улицы с требованием уже не отстать от деревьев, а убрать Реджепа Тайепа Эрдогана. Интересно отметить, что, в отличие от, скажем, Египта, мы имеем дело не с «централизованной революцией»: десятки тысяч людей выходят на демонстрации протеста в самых разных районах страны, причем речь идет о людях, которые не были замешаны ранее в политических акциях. И демографический состав участников акций протеста показывает нам, что на улицы вышла не только молодежь, как во время прочих протестов «арабской весны», но и люди среднего и старшего возраста. Внезапно оказалось, что происходящая под эгидой Эрдогана исламизация Турции совершенно не поддерживается как минимум половиной населения страны. Да и сам турецкий премьер-министр не добавил себе очков популярности, когда в телеинтервью заявил о том, что на выборах его поддержало большинство (50%) населения и что он будет исполнять их волю. При этом он фактически заявил, что другая половина населения Турции в его сферу интересов или внимания не входит вообще — что, мягко говоря, протестующих не очаровало.

Не чаруют никого и реформы, заявленные правительством Эрдогана и нацеленные на то, чтобы «вырастить новое поколение молодых мусульман»: ограничения на продажу алкоголя, обсуждение права женщин на аборты и необходимости ношения женщинами обязательного покрывала на волосах. По всей видимости, если судить по лозунгам, именно это, а не 600 деревьев, выгнали на улицу молодое поколение турчанок, которые желают быть образованными и свободными женщинами, а не заматываться в шарф и родить не менее троих детей (как рекомендовал Эрдоган в телеинтервью).

Премьер-министр Турции пытается игнорировать народный протест и с присущей ему уверенностью назвал всех протестующих экстремистами и пособниками терроризма, которые действуют по указке агитаторов. Не обошлось и без плевка в сторону социальных сетей: твиттер Эрдоган назвал серьезной проблемой и добавил, что от социальных сетей проистекают все проблемы современного общества.

Современное ему общество турецких граждан не согласно с таким определением и демонстранты подчеркивают, что речь идет именно о народном, стихийном протесте, а не об акциях, организованных по указу откуда-то «со стороны».

В такой ситуации, естественно, возникает множество версий того, кто бы все же мог стоять за кулисами этого протеста. Естественно, большинство первыми называют США, потому что у всех перед глазами стоит то, что было в Ливии, Египте и творится в Сирии. Есть и те, кто называют шиитский Иран, желающий так помочь сирийским властям. Есть и версии, что это все работа нефтяных шейхов с Катаром во главе, которым нужно дестабилизировать суннитского конкурента на роль главы мусульманского мира. Или конкурента на рынке поставок газа — идея «обходного пути в Европу» через лишенную Асада Сирию — к Средиземному морю, уже озвучивалась несколько раз. В целом, единственные, без кого версии пока обошлись, это сионские мудрецы, но вряд ли это надолго.

   
   

Если ретроспективно взглянуть на события «арабской весны», то наметится общая тенденция: протесты начинались вполне себе демократично и либерально, но потом внезапно на смену протестующим студентам со студентками с айфонами и твиттером приходили крепкие молодые люди с замотанными лицами и автоматическим оружием. И вместо демократических реформ начиналось строительство Халифата со всеми сопутствующими радостями.

Иногда эти молодые люди — «угонщики революций» приходили сами, иногда их приманивали внешние организаторы «весен». Но в турецком случае возможен еще один вариант, который, впрочем, может кому-то на первый взгляд показаться излишне «конспирологическим». Почему бы инициаторами процессов не стать самим «угонщикам»?

Десятилетиями к строителям Халифата подход у всех использовавших их сторон был довольно циничным — их считали дешевой «расходкой», инструментом по созданию проблем друг другу в разных регионах, который нужно подкармливать деньгами и оружием. Однако за последнее десятилетие с лишним, их вроде разрозненные структуры показали, что, не будучи ни супердержавой, ни даже мелким государством, способны самостоятельно и непредсказуемо влиять на ситуацию в разных регионах. Обучаясь, обмениваясь опытом, опережать самые мощные спецслужбы мира, проворачивая достаточно крупные разведоперации и проводя масштабные боевые действия.

Что нужно для организации стихийного протеста, особенно с активным использованием социальных сетей? Достаточно пухлого кошелька и команды профессионалов, которых можно нанять откуда угодно, прикинувшись кем угодно — хоть «Международным фондом борьбы за демократический режим во всем мире». Массы недовольных чем-либо есть в любой стране, а в Турции, где за Эрдогана проголосовала лишь половина населения — и подавно. Хаос в стране, являющейся «воротами» в Европу и на Кавказ, граничащей с горящей Сирией, тлеющим Ираком и Ираном, что может быть лучше для строителей Халифата, занимающихся сейчас первой стадией: зачисткой места под фундамент? Но на данный момент, это всего лишь версия того, что происходит в Турции. И пока мы можем только с интересом наблюдать за развитием событий и гадать — «засветятся» ли настоящие кукловоды?

 

 
Игорь Виттель

Журналист, телеведущий, политолог
 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции