Меркель заговорила по-русски для Медведева

Пока кортеж российского президента следовал из аэропорта «Тегель» к ведомству бундесканцлера - зданию в стиле модерн неподалёку от Рейхстага - сама г-жа канцлер, одетая в строгий брючный костюм, вышла поприветствовать солдат почётного караула - под марш военного оркестра они вышли на площадку перед главным входом.

   
   

- Гутен таг, зольдатен, - почти не повышая голоса, сказала г-жа Меркель.

- Таг, фрау бундес канцлерин, - гаркнул в ответ строй.

Чуть позже уже оба лидера, выслушав гимны двух стран, удалились в здание, где Ангела Меркель устроила Дмитрию Медведеву по пути в свой кабинет на 8-м этаже небольшую экскурсию. И даже пару раз перешла на русский язык, который учила в школе - как известно, росла Ангела Доротея, в девичестве Каснер, в ГДР.

Состоявшуюся пару часов спустя пресс-конференцию президент и канцлер начали с коротких заявлений. Ангела Меркель особо отметила продвижение в экономике. Продвижением, по её словам, стало создание совместной рабочей группы по энергоэффективности и энергетическим технологиям. В неё вошли чиновники министерств экономики обеих стран, первые результаты работы должны быть представлены во время очередного заседания российско-германского форума «Петербургский диалог» в Санкт-Петербурге осенью.

Впрочем, канцлер добавила, что говорили, естественно, и о продвижении в главном российско-германском энергетическом проекте «Норд-Стрим». Несмотря на противодействие некоторых балтийских государств, он имеет статус приоритетного в самом Евросоюзе и, по словам Дмитрия Медведева, будет реализован «практически в срок».

- Разрешительные процедуры могут длиться вечно, - пеняла Ангела Меркель (как можно было понять, Швеции, которая затягивает экологическую экспертизу на своём участке в Балтийском море, по которому должна пройти газовая труба, - Прим. авт.). - Но мы будем бороться, снимать предубеждения... Северное море пронизано трубопроводами, ведущими в Западную Европу, по Балтике тоже может пройти трубопровод.

   
   

Дмитрий Медведев в свою очередь несколько замысловато (а оттого - мягко) обозначил проблемы насчёт расширения НАТО, Договора об обычных вооружениях в Европе и строительства третьего позиционного района американской ПРО в Польше и Чехии: «Нас беспокоит тенденция сужения пространства взаимопонимания в евроатлантической политике...» Зато президент России как будто заранее репетировал стальные нотки в голосе для ответа на вполне ожидаемый вопрос о правах человека в России вообще и о судьбе Михаила Ходорковского в частности:

- Наша правовая система находится в состоянии развития, совершенствуется. И так будет происходить ещё длительное время. До тех пор, пока мы сами не определим, что она соответствует нашим представлениям об оптимальной правовой и судебной системе для такого государства, как Россия. Все процедуры, в том числе и уголовно-исполнительные, должны покоиться на российском законодательстве. И вопросы исполнения наказания, и вопросы помилования не должны быть предметом межгосударственных переговоров. В этом - проявление суверенитета любого государства. Что же касается самих процедур, то они действительно существуют и должны проходить в строгом соответствии с нашими правилами. В том числе и процедура помилования, к которой может прибегнуть любой гражданин, осуждённый за то или иное преступление, в том числе и Ходорковский. Но это не может быть решением, которое обсуждается на межгосударственном уровне... Такого рода процедуры должны проходить в государственных рамках и за их осуществление отвечает судебная инстанция и в некоторых случаях глава государства. При наличии этих условий можно рассматривать любые обращения любого человека.

Переговорив во дворце Бельвю с федеральным президентом Хёрстом Кёллером, Дмитрий Медведев отправился на встречу с представителями бизнес-сообщества, политической и общественной элитой Германии, которая в количестве под тысячу человек собралась в конференц-зале гостиницы «Интерконтиненталь».

- Надеюсь, моё длинное выступление не будет скучным, - предварил свою получасовую, выдержанную в академическом стиле речь Дмитрий Медведев. И рассказал о том, что Россия бесповоротно «заложила основы формирования государства, совместимого с остальной частью Европы». О том, что «НАТО никак не может обрести новый смысл своего существования», а «наши отношения с альянсом будут подорваны, капитально испорчены», в то время как европейским странам следовало бы «разработать и заключить юридически обязывающий Договор о европейской безопасности». О том, что Россия не сдаст свои позиции в конфликтных вопросах в обмен на то, что сразу прекратится критика по поводу «демократического развития и соблюдения прав человека»

- Нам это не подходит, прежде всего, потому что мы сами считаем права человека базовыми ценностями, - грозно посмотрел в зал Дмитрий Медведев.

Президент России рассказал о строительстве партийной системы, развитии инновационной экономики и необходимости развивать российско-германское сотрудничество по всем направлениям. К концу всё же стало немного скучно...

Тут стоит заметить, что самым нескучным, динамичным и даже пикантным в этот вечер было возложение венка к монументу солдата-освободителя в Трептов-парке. Венок прилетел из Москвы «передовым самолётом». Президента России в парк сопроводил берлинский бургомистр, который не скрывает своей нетрадиционной сексуальной ориентации и гордится берлинскими гей-парадами.

Между тем, выступление перед немецкой элитой и общественностью предполагало и ответы президента Медведева на вопросы, которых немцам с «шутками и прибаутками» - как в вопросах, так и в ответах - удалось задать пять штук. Так, например, г-н Кнауфф из одноименной фирмы, которая давно работает на российском рынке, поинтересовался, не стоит ли потратить огромный профицит российского бюджета на льготное кредитование малого и среднего бизнеса.

- Вы абсолютно правы! - ответил Дмитрий Медведев. - И в том, что работаете на российском рынке. Название вашей фирмы я усвоил ещё с тех пор, когда работал в Санкт-Петербурге. Вы много сделали и для нашей страны, и для... собственной пользы.

По залу прокатился понимающий и довольный смешок.

- Правы и в том, - продолжал президент, - что касается кредитования. Государство должно идти навстречу, в том числе, субсидируя в некоторых случаях процентную ставку... Я плотно занимался аграрным сектором. Очень радовало то, что селяне стали осознанно брать кредиты, рассчитывая условия. Это - революция в мозгах. И государство должно воспользоваться этим, чтобы не убить тягу к занятию бизнесом.

К сожалению, в отношении российского государства слова насчёт «должно воспользоваться» по-прежнему звучат несколько угрожающе.

Читать также мнение других экспертов по теме визита Медведева в Германию.