Двойная дипломатия: США готовы давить на Сирию силой и переговорами

Министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри. Фото: Эдуарда Песова, РИА Новости

Во вторник прошли переговоры главы МИД РФ Сергея Лаврова и руководителя Госдепартамента США Джона Керри. По итогам встречи стороны заявили о том, что удалось сблизиться по «сирийскому вопросу». Так, обе стороны намерены убеждать президента Сирии Башара Асада и оппозиционеров сесть за стол переговоров. Почти одномоментно Associated Press со ссылкой на собственные источники в Белом доме сообщило: американские власти готовы помогать оружием сирийским повстанцам. Чего же все-таки ждать от Америки - участия в переговорах или разжигания военного конфликта? С этим вопросом АиФ.ru обратился к экспертам.

   
   

Леонид Калашников, первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам:

Меня тоже смутило, что практически одновременно прошли сообщения о сближении по «сирийскому вопросу» и готовности помогать повстанцам оружием. Но от американцев другого ожидать не приходится. В отличие от ливийского конфликта, в сирийском они вели себя более сдержано.

Но если все же будет принято решение о поставках оружия – это будет самым худшим вариантом. Я думаю, что американцы пока воздерживаются от поставок оружия не из-за позиции России. Им плевать на Россию в этом вопросе. Они сдерживаются из-за того, что увидели, куда пошло оружие из Ливии: в то же Мали, террористам. Они видят прекрасно, кто воюет на стороне повстанцев в Сирии. И это сдерживает их больше, чем позиция России.

Я думаю, что пока Америка не будет поставлять оппозиционерам оружие. Это требует обсуждения в конгрессе, принятия решения. Их останавливает то, что оружие может попасть к не очень дружественным к Америке течениям, в том числе религиозного характера.

Юрий Рогулев, директор Фонда изучения США им. Ф. Рузвельта МГУ:    
   

Исходя из опыта их действий в предыдущих конфликтах, США стремятся использовать все возможные рычаги: и дипломатические переговоры, и экономические санкции, и военное давление. Поэтому и в том, и в другом сообщении есть определенная доля правды. Но исходя из того,  что Джон Керри все же является сторонником «мягкой силы» и дипломатических переговоров,  я думаю, что договоренности между Россией и США возможны.

В российской позиции тоже произошли определенные сдвиги. Лавров неоднократно заявлял, что готов вести переговоры с обеими сторонами конфликта, но тут как мы все знаем, ситуация зашла достаточно далеко. Решить сирийский вопрос сложно. Если договорятся Россия и Соединенные Штаты, то шанс добиться позитивных изменений, конечно,  увеличивается.

Соединенные Штаты попробуют вариант урегулирования конфликта дипломатическими переговорами, действуя совместно с Россией. Россия может в некоторой степени больше оказывать давление на режим Асада, а Штаты могут повлиять на повстанцев: или вы садитесь за переговоры и мы вам помогаем дальше, или вы отказываетесь от переговоров и мы прекращаем вам помогать.

Другое дело, что это Восток. Крови там пролилось достаточно много. Понятно, что Башар Асад просто так не уйдет. На Востоке так не делают. И повстанцы тоже воют давно. Чтобы принудить стороны к миру, нужно большое давление на всех участников конфликта.