Знаменосцы, которые выстроились на площади Тяньаньмэнь перед Домом народных собраний, не шевельнулись даже тогда, когда ветер распластал знамёна по их лицам. На пороге дома, который представляет собой огромный дворец из серого камня, Дмитрия Медведева встречал председатель КНР Ху Цзиньтао. Безупречное исполнение гимнов двух стран военным оркестром сопровождалось залпами нескольких орудий, установленных здесь же, на Тяньаньмэнь. Чуть позже их подцепили на фаркопы несколько джипов, выкрашенных в обычные гражданские цвета. Со стороны могло показаться, что «новые китайские» поехали на пикник пострелять по бутылкам.
Тем временем, когда многочисленная российская делегация втягивалась в огромные двери Дома народных собраний, стало очевидно: визит в Китай, куда новый президент России прилетел из Казахстана в рамках своей первой зарубежной поездки, дополнил важный «восточный» внешнеполитический жест. На западном направлении в начале июня его уравновесит лишь однодневная поездка в Германию на встречу с Ангелой Меркель.
Накануне поездки в Кремле подтвердили, что случившееся в провинции Сычуань землетрясение, которое унесло более 50 тысяч жизней, не повлияет на программу визита, так как никаких увеселительных мероприятий в Пекине в честь российской делегации не планировалось. Главное место в графике двухдневной поездки занимали переговоры с китайским руководством, подписание нескольких документов и выступление Дмитрия Медведева в Пекинском университете. Лекция состоится в субботу, и, как ожидается, даст более полное представление о видении президентом места России в мире и её отношений с другими странами.
Однако изменения в программе всё же были. Из графика пришлось исключить встречу с премьер-министром страны Вэн Цзябао, который возглавляет штаб по борьбе с последствиями землетрясения и не вылезает из Сычуаня.
После переговоров Дмитрий Медведев и Ху Цзиньтао подписали Совместную декларацию Российской Федерации и Китайской народной республики по основным международным вопросам. Как и в случае с Казахстаном, взгляды на основные международные проблемы у руководства двух стран «совпадают или близки».
В присутствии лидеров несколько документов подписали чиновники и бизнесмены. В том числе план совместных действий в области туризма, генеральное соглашение о сотрудничестве в области авиационных технологий с «Уральским оптико-механическим заводом им. Ямалова». А также соглашение между ОАО «Техснабэкспорт» и Китайской компанией атомной энергетики о базовых условиях двух контрактов. Первый - на оказание технического содействия в сооружении четвёртой очереди газоцентрифужного завода по обогащению урана. Второй - на поставки российского обогащённого уранового продукта.
По словам генерального директора госкорпорации «Росатом» Сергея Кириенко, реализация этих двух контрактов принесёт России более 1 млрд долларов. Кроме того, после мировых рекордов по надежности работы на первой очереди Тяньваньской АЭС, построенной российским «Атомстройэкспортом» в прошлом году, начались переговоры о строительстве новых атомных энергоблоков. Китай планирует построить их около сотни в ближайшие десятилетия, и российские атомщики небезосновательно претендуют на часть заказов.
Зато в строительство завода по обогащению урана, первые три очереди которого были построены российскими специалистами в 90-е годы, ввязываться, может быть, и не стоило. Сегодня очевидно: сами создали себе конкурента.
Конкуренция с китайскими производителями, которые, мягко говоря, копируют чужие технологии и заваливают мировые рынки собственными товарами, России касается напрямую.
С одной стороны, более 40% российского экспорта в Китай проходит по разделу «минеральное топливо, нефть и нефтепродукты». Ещё 20% - древесина, большая часть которой по-прежнему вывозится необработанной. Несмотря на резкий рост цен на ту же нефть, сальдо российского торгового баланса отрицательное: Китай продаёт России больше, чем покупает в России сам. Разница - 8 млрд долларов при 40 млрд долларов оборота в 2007 году. В разы растут продажи китайских автомобилей на российском рынке. Это уже ставит под угрозу планы возрождения российского автомобилестроения с помощью сборочных производств иностранных автомобильных гигантов - все они открыли в России в недавнее время свои заводы.
С другой стороны, Россия по-прежнему поставляет в Китай высокотехнологичную технику, прежде всего военную. Одной из щекотливых тем переговоров с руководством Китая стало соблюдение прав на интеллектуальную собственность. Россия настаивает на подписании соответствующего договора. Особенно после недавнего громкого скандала с лицензионным производством в Китае российского истребителя Су-27. Китайская сторона отказалась от заранее оговоренного количества собираемых самолётов, после чего под собственной торговой маркой J-11 стала производить как две капли воды похожие на Су-27 машины.
Выражая осторожную уверенность в том, что ситуация с авторскими правами будет урегулирована, гендиректор АХК «Сухой» Михаил Погосян в кулуарах рассказывал о хороших перспективах на китайском рынке взлетевшего на этой неделе пассажирского «Суперджета». Потребность Китая в региональных самолётах в ближайшие годы оценивается в 500-600 машин. На «Сухом» рассчитывают, что хотя бы часть из них будет заказана в России.
В своём заявлении для прессы Дмитрий Медведев выразил надежду на то, что предыдущий российско-китайский план достижения оборота в 60 млрд долларов к 2010 году может быть выполнен и раньше, при этом необходим акцент на инновационное развитие.
Смотрите также:
- Медведев: ЕС не убедил Россию в выгоде «Восточного партнерства» →
- Каким был первый визит Медведева-президента за рубеж →
- Путин в Пекине: уроки китайского →