«Наши люди в Хьюстоне». Из-за чего в США разгорается скандал с «российскими шпионами»

На прошлой неделе в США вновь разоблачили целую бригаду «шпионов», якобы работавших в пользу России.

   
   

Можете себе представить Центр (кто забыл - позывной «Алекс»), который шлёт Штирлицу радиограмму: «Дорогой Юстас, просим обменять добытые вами образцы немецкой военной техники на такие же, но без брака»? Нет? Тогда добро пожаловать в мир современного промышленного шпионажа!

Ещё в начале прошлой недели в городе Хьюстон, штат Техас, работала себе фирма «Арк электроникс», занимавшаяся производством оборудования для безопасности дорожного движения. Однако, когда в ночь на 3 октября полиция и ФБР пришли с обыском в её офис, выяснилось, что под маской мирных создателей светофоров скрывались лазутчики, работавшие на российскую «оборонку». Были арестованы 8 человек во главе с инженером-электронщиком Александром Фищенко. Ещё троим фигурантам дела удалось вовремя смыться. Все 11 человек - выходцы из бывшего СССР.

Шпион - находка для пиара

По данным спецслужб США, с 2002 г. «Арк электроникс» переправила в Россию оборудования на 50 млн долл. «Идея о том, что российские радары и системы наведения ракет можно делать на микросхемах, предназначенных для использования в американских светофорах, изначально довольно комична, - считает Игорь Коротченко, директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО). - В том, что делал г-н Фищенко и 10 его коллег, наверное, присутствуют признаки нарушения законодательства США об экс­порте технологий военного и двойного назначения.

Эти люди действовали на свой страх и риск, преследуя коммерческий интерес, но при чём тут шпионаж? То, что добытые ими детали непосредственно шли на комплектование российской боевой техники, - это полная ерунда! Ни одна страна мира не может ставить серийный выпуск оружия в зависимость от удач и неудач операций по добыванию образцов микроэлектроники из-за границы. Проще и надёжнее сразу купить готовые изделия по белой схеме, как было сделано Россией, например, с израильскими беспилотниками.

Полагаю, вброс этой информации именно сейчас был сделан неслучайно. Как известно, на носу президентские выборы в США. Республиканцы могли инициировать скандал, чтобы скомпрометировать политику перезагрузки, демократы - чтобы показать, как бескомпромиссно спецслужбы действуют против русских «шпионов». Ведь следили за Фищенко и компанией не один год, а дело инициировали именно нака­нуне дебатов между кандидатом Ромни и президентом Обамой».

   
   

Ещё один момент, вносящий в ситуацию элемент театра абсурда, - то, на чём ФБР прихватило «Арк электроникс». В перехваченном электронном письме Москва пожаловалась, что присланные чипы не работают, и просила заменить бракованные изделия.

«Коммерческие предприятия используются для получения доступа к экономическим секретам и технической документации, которые могут быть засекречены в западных странах, - комментирует ситуацию Геннадий Гудков, полковник ФСБ в запасе, бывший заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности. - Однако в данном конкретном скандале я не вижу классических признаков каких-либо шпионских методов или подрывной деятельности. Абсолютно отсутствуют принятые формы шпионской работы: явки, пароли, тайники и т. д. Насколько мне извест­но, даже не была нарушена государственная тайна США. Разговор идёт максимум о технологическом секрете, нарушении патента или авторского права. Фирма, занимающаяся поставками с­ветофоров, легально направляла в Россию некие чипы, на которые пришли официальные рекламации… Подобная коммерческая деятельность, на мой взгляд, не может квалифицироваться как шпионаж государственного уровня».

И то верно. Если права американская пресса, торговля «секретной электроникой» осуществлялась, например, через фирму OOO «Апекс». Есть такая. На её интернет-сайте чёрным по белому написано: «Российский дистрибьютор ряда зарубежных производителей, специализирующихся на производстве электронных компонентов для применения в областях техники, требующих высоконадёжных решений, таких как промышленное оборудование, медицинская техника, транспорт, авиация, космос». Ау, ФБР, где вы раньше были?

Наш человек в Хьюстоне

С другой стороны, у нашей разведки (в особенности у ГРУ Генштаба) ещё с советских времён сложилась репутация похитительницы военно-научной информации. Со времён Манхэттенского проекта наши агенты тащили с Запада всё, что плохо - и даже хорошо - лежит. Не от хорошей жизни - слабая на голову советская радиоэлектронная промышленность спускала в резидентуры военной и политической разведки за рубежом списки того, что нужно украсть. В ряде случаев успехи агентов ни к чему не приводили - заводы в СССР просто не могли воспроизвести того, что было добыто с риском для жизни или свободы.

«В США действует множест­во запретов, в том числе и принятых законодательно, на торговлю с Россией, - сообщил «АиФ» Алексей С., высоко­поставленный сотрудник спецслужб. - Однако в большинстве случаев речь идёт о поставках высокотехнологичного оборудования нашим госструктурам. Поэтому нередко применяются схемы, в которых стороной-приобретателем являются коммерческие фирмы, либо принадлежащие частным лицам, либо вообще зарегистрированные за пределами РФ, к примеру в офшорных зонах.

Таким образом без официального нарушения закона удаётся получить технологии, которые потом используются в оборонной и прочих отраслях. Чаще всего речь идёт именно о компьютерном оборудовании.

Но американская сторона прекрасно осведомлена о подобной системе и старается не допускать попадания на рынок действительно серьёзных и прогрессивных разработок».

Суд над «нашими людьми в Хьюстоне» начинается на этой неделе. Если он кончится ничем, как произошло два года назад с поимкой «11 друзей Фрадкова», значит, международный шпионаж окончательно огламурился.

Напомним: летом 2010 г. в обмен на признание в работе на Службу внешней разведки арестованных шпионов выслали из США, а в России встретили как героев. Самая бойкая из них - Анна Чапман - до сих пор ведёт программу на одном из телеканалов.

Смотрите также: