Правительство и администрация. Чего нам ждать от очередной рокировки?

Будет ли новая конструкция власти, в которой нагруженный экс-министрами Кремль становится то ли наставником, то ли дублёром правительства Дмитрия Медведева, эффективнее прежней? Пока ясно одно: в целом вертикаль власти выглядит слишком «упитанной».

   
   

Выбывшие из списка министров Т. Голикова, А. Фурсенко, Э. Набиуллина, И. Щёголев и Ю. Трутнев меньше суток оставались безработными: все они обернулись помощниками президента. Экс-главе МВД Р. Нургалиеву досталась почётная должность замсекретаря Совета Безопасности. Экс-министр транспорта И. Левитин, благополучно переживший в своём хозяйстве не одну крупную катастрофу, стал советником главы государства. А экс-глава аппарата правительства А. Вайно получил пост замглавы кремлёвской администрации. Исключением из ряда рокировок стал ход конём  И. Сечина: из вице-премьеров он перебрался не обратно в Кремль, а в тот бизнес, который курировал, - госкомпанию «Роснефть».

Итог: новичков прибыло, но и старожилы почти все пристроены. И всем начальственным персонам нужны нехилые штаты заместителей, секретарей, помощников, аналитиков и пр. К примеру, только в новом Министерстве по развитию Дальнего Востока будет работать около 250 чел. А кто сегодня помнит об обещании оставить министрам всего по два зама, данном в 2004 г.? «Эту идею похоронили, - напоминает Владимир Южаков, эксперт по административной реформе. - Число замов выросло, а вместе с ним - число функций, полномочий, размер аппаратов». В 2000 г. в правительстве М. Касьянова было 5 вице-премьеров и 23 простых министра. В 2004 г. М. Фрадкову оставили 1 вице-премьера и 15 министров. Но при министерствах тут же создали кучу агентств и служб, куда перетекли «лишние» кадры. Сегодня в исполнительной власти РФ около 80 различных структур - на закате СССР было почти вдвое меньше!

А мы ещё удивляемся, почему так расплодилась коррупция, откуда такая волокита? При президенте Д. Медведеве в срок исполнялось на более 30-50% его поручений: вязнут ЦУ в бюро­кратической трясине. Может ли В. Путин рассчитывать на то, что даже самые прекрасные из подписанных им указов и законов не утонут в той же пучине?

Справка
Страна Министры
Великобритания 24
Россия 21
Франция 18
США 15
Германия 14
Италия 13

 

Все заметили приход в новый кабмин 29-летнего «вундеркинда» из Казани. Н. Никифоров - спец по электронному правительству. Но хватит ли его молодой энергии на то, чтобы заставить реальных, из плоти и крови, чиновников поделиться хоть каплей полномочий с властью виртуальной, которая не берёт взяток, не тянет резину согласований? И если власть обещает нам скорый электронно-бюрократический рай, то зачем вообще ей столько ведомств, столько непотопляемых слуг народа, чьи аппараты и аппетиты только растут?

   
   

В Америке президент сам возглавляет правительство. В Германии, Великобритании и Японии все полномочия у премьер-министра, президент или монарх там скорее символ государства. В России же есть и президент с гигантскими полномочиями, и премьер, чьи права и амбиции тоже весьма велики. Как сработаются их команды? Надежда на то, что свои предвыборные обещания (уже переведённые на язык указов) В. Путин действительно намерен выполнить. Это и увеличение рождаемости и продолжительности жизни, и повышение зарплат, и улучшение бизнес-климата... (Подробнее см. «АиФ» № 20.) Программа развития есть, финансы заложены. Осталось добиться, чтобы перегруженная госмашина ехала, а не буксовала.