Вячеслав Костиков. Не хлебом единым...

Коллаж Андрея Дорофеева

В преддверии парламентских, а затем и президентских выборов власть сказала россиянам массу красивых и правильных слов. Много говорилось о великой России, о любви к народу, о стремлении сделать его жизнь ещё краше и сытнее.

   
   

Многие из этих слов справедливы. За последние годы росли зарплаты, пенсии, льготы. «Жить стало лучше», - считают 33% россиян. «По крайней мере, не хуже», - говорят 26%. Россияне ценят, что в стране царит мир. Верят, что стало больше рождаться детей. Признают, что в стране почти нет забастовок, на приемлемом уровне безработица. Неплохо чувствует себя рубль. Власть говорит, что дальше будет ещё лучше. Въехав в Кремль, В. Путин (только 7 мая им было подписано 12 указов) пообещал новые повышения зарплат, удешевление жилищного строительства и ипотеки. Семьям с детьми обещаны новые места в детских садах. Звучит как поэма В. Маяковского - «Хорошо!».

Картины маслом

Всякая власть хочет выглядеть хорошей и доброй. Она хочет руководить благодарным и весёлым народом. Но вот что интересно: ни предвыборные обещания, ни первые хорошие указы президента не вызвали в обществе ни одобрения, ни критики. Вот народу обещано, что очень скоро он будет жить до 74 лет. А шума радости не слышно. Не слышно потому, что возраст, в котором «дядю Колю» повезут на погост, никак не зависит от указа. А зависит от того, будет ли он по-прежнему беспробудно пить, будет ли травить себя табаком, будет ли для него доступными лечение и лекарства. Продолжительность его жизни зависит и от питания, и от того, каким воздухом он дышит, и какую воду пьёт. От того, живёт ли «дядя Коля» в удобной квартире или в старом бараке. От того, давится ли он по пути на работу в переполненной электричке и не сломает ли он ногу на обледенелом асфальте. И никаким указом этот клубок проблем не распутать.

Народу, конечно, хочется верить президенту. Исходя из этого, он, собственно, и голосовал за В. Путина на последних выборах. Но беда в том, что за последние 20 лет люди не раз убеждались, что эпохальные картины маслом, которые рисовали стране уходящие и приходящие лидеры, при ближайшем рассмотрении оказывались уменьшенными акварельными копиями, которые «текли» при первом же ненастье.

Мечты сбываются?

На фоне разочарований В. Путин продолжает сохранять высокую популярность. Но последние социологические исследования замечают коррозию даже путинской нержавеющей стали. Поубавилось веры. По данным «Левада-центра», лишь 26% населения верят, что, вступив в президентскую должность, В. Путин сможет искоренить воровство и коррупцию.

Россияне понимают и то, что предвыборные обещания - это особый жанр политической эстрады. А ведь среди новых обещаний В. Путина есть и весьма рискованные. Ну, например, что к 2018 г. замученные квартирным вопросом россияне смогут улучшить свои жилищные условия «не реже одного раза в 15 лет». Или что к 20­14-му (то есть всего через два года) будет покончено с чиновничьей волокитой и россиянину по­требуется всего 15 минут, чтобы получить нужную справку. Сбудутся ли эти мечты? Жизнь показывает, что до сих пор «мечты сбывались» только в рекламе «Газ­прома».

Политически повзрослевшее население стало (отчасти благодаря Интернету) слышать и видеть больше, чем хотелось бы власти. Даже при нашем целовальном телевидении въедливый зритель может легко разглядеть, чем и как живёт настоящая Россия. Как тысячи и тысячи семей ютятся в бараках, построенных ещё во времена сталинской индустриализации, как в двадцати километрах от нашей процветающей столицы начинаются деревни с покосившимися избами, дедовскими колодцами и сортирами на дворе. Пытаясь смягчить наши бытовые невзгоды, телеканалы любят показывать, как плохо живут «бедные» румыны, болгары, албанцы, как несчастны греки и испанцы, как тягостна жизнь трудового люда в Португалии. А наши селяне смотрят и вздыхают - нам бы такие дома, такие дороги, такой водопровод...

   
   

Виден предел

Жизнь власти облегчает то, что русский народ привык к невзгодам и испытаниям. Привык благодарить власть даже за малый шаг к благополучию. Россияне прошли через такие испытания, что слова «лишь бы не было хуже» и «лишь бы не было войны» в течение многих послевоенных десятилетий звучали как оправдание любым действиям властей.

Но сегодня политикам (в том числе и вновь избранному президенту) приходится приноравливаться к условиям, когда поколение покорных, согласных и довольных всем, что делает власть, уходит из активной жизни. На сцену выходит поколение «без телогреек», поколение, которое уже не довольст­вуется привычной формулой российской жизни - «лишь бы не было хуже». Батон белого хлеба, килограмм докторской колбасы, три метра штапеля и шесть соток на болоте перестали быть мерилом довольства и достатка. У нового поколения россиян появились новые, нематериальные ценности. Эти ценности называются свобода, доверие, справедливость, отсутствие вранья и лукавства.

На этом нравственном поле прорастают новые, невиданные ранее в России ростки конфликтов. Возникают требования не только к качеству жизни, но и к качеству власти и политики. В политической и социальной сферах перестают действовать испытанные средства держать народ на поводке - обещания, льготы, подачки, игра в дер­жавное величие, имитация демократии. Действия властей мгновенно просматриваются на «детекторе лжи» и подвергаются не только экономическому, но и нравственному анализу. И неслучайно на улицах всё чаще звучит не привычное «дай», а «хватит врать». Не «спасибо, барин», а «ты, барин, надоел». Это новое брожение умов ещё не оформилось в масштабный протест и часто принимает форму эпатажа, дразнилки, подчас дерзкого хулиганства.

Власть никак не приноровится к новому народу, к новой городской среде, никак не найдёт новый стиль, становится в обиженную позу, злится, грозится «размазать печень митингующих по асфальту». Не имея возможности дейст­вовать методами сталинского НКВД, повторяет советские глупости Хрущёва и Брежнева. Неадекватно реагируя на протест, на девичьи «pussy», власть рискует возбудить что-то менее нежное…

Ваше мнение

Способен ли народ на масштабный протест?

Отправьте на номер 2151 SMS следующего содержания: «Аиф пробел число»

Да, ждать осталось недолго — Аиф 21

Способен, но скоро это не произойдёт — Аиф 22

Нет — Аиф 23

Другой вариант — Аиф 24

SMS платные. Средняя стоимость SMS 3,5 руб. (подробнее здесь).

Сообщения принимаются до 12.00 21 мая.

 

 
Вячеслав Костиков

директор аналитического центра

 

 

Смотрите также: