Сегодня днем президент России Дмитрий Медведев уже во второй раз на текущей неделе подвел итог своей деятельности на посту главы государства. 7 мая он уступит президентское кресло Владимиру Путину.
Два дня назад Медведев выступал перед членами государственного совета. Сегодня он встретился в Останкино с представителями пяти телеканалов. Трех федеральных – «Первый», «Россия» и НТВ и двух независимых – «РЕН ТВ» и «Дождь». Президент постарался ответить на все, подчас острые, вопросы журналистов - Антона Верницкого, Анны Шнайдер, Алексея Пивоварова, Марианны Максимовской и Михаила Зыгаря.
Первый вопрос задала Максимовская. Он касался свободы и либеральных ценностей. Отвечая на него, президент ответил, что за время его правления Россия серьезно продвинулась в сфере гражданских свобод. В числе примеров, подтверждающих его слова, он привел зимние акции протеста.
Тему свободы продолжил Алексей Пивоваров, поинтересовавшийся, почему наше государство зависит от цен на углеводороды. В ответ Медведев признал, что Россия – крупнейшая сырьевая страна, поэтому ее руководству нужно было диверсифицировать экономику. «Мы двигались по этому пути медленно», – признал он.
После этого журналистка «России» спросила у Медведева о его отношении к реформе МВД, которая, по мнению многих, провалилась.
В ответ Медведев сказал, что не стоит ожидать, что всего за полгода преобразований в стране возникнет новая полиция или новое МВД. Из органов уволили 200 тысяч человек, но это не значит, что оставшиеся стали другими.
«Не стоит судить по горстке мерзавцев о правоохранительных органах в целом. Мы не фитюлька какая-нибудь, не маленькое государство, где можно разом все изменить», - заявил президент.
По его словам, в такой большой стране, как Россия, необходимо большое число людей, которых «невозможно поменять, можно только воспитывать».
Президент отметил, что шеф МВД Рашид Нургалиев должен нести полную ответственность за происходящее и за реформы. На вопрос о его наказании отставкой Медведев ответил, что 7 мая все министры итак подадут в отставку.
Однако, признал он, это плановое событие. Если всех министров за любой проступок отправлять в отставку, система перестанет работать. Вместе с тем, по его словам, для многих чиновников отставка является самым страшным наказанием.
Покончив с обсуждением проблем в МВД, Медведев заявил, что безопасность была, есть и будет оставаться приоритетом его политики. Вместе с тем, отметил он, не меньшим приоритетом для развития страны является и образование.
«Я никогда не говорил, что армия приоритетнее образования или наоборот. Это просто несерьезный разговор. Я говорил лишь об одном: что мы обязаны реформировать наши вооруженные силы, чтобы они были мощные и боеспособные», - заявил он.
Далее речь зашла о борьбе с коррупцией, заметных подвижек в которой не наблюдается. Отвечая на этот вопрос, Медведев заявил, что с коррупцией должно бороться государство. Поэтому не стоит из отдельных личностей, в том числе из Алексея Навального, делать икону.
После этих слов журналисты предложили президенту назначить Навального главой антикоррупционного комитета либо назначать расследования по его публикациям.
По мнению главы государства, есть случаи, когда за антикоррупционной риторикой «стоит желание создать свой политический капитал». «Я, кстати, за это не осуждаю, потому, что это и есть политическая борьба, но это не филантропия. Это политическая борьба, и к ней так и надо относиться», - отметил Медведев.
Что же касается борьбы с коррупцией, то борьба с ней идет малозаметно по той причине, что «чиновники - это корпорация, они не хотят, чтобы в их дела вмешивались. Это не значит, что они преступники, это такие же люди, как мы. Но их поведение надо четко регламентировать от и до», отметил он.
После этого был поднят вопрос о реформе судебной системы и судьбе олигарха Михаила Ходорковского, отбывающего наказание в колонии. Медведев заявил, что дисциплину судебной системы при нем улучшили, увольнение всех судей непродуктивно. Необходимо создать такие условия, когда действия судей определяются духом и буквой закона, пояснил он.
Что же касается Ходорковского, то Медведев в очередной раз повторил тезис о том, что бизнесмен может быть освобожден только в том случае, если направит прошение о помиловании.
После обсуждения ситуации с Ходорковским разговор перетек в область политики. В нем Медведев вновь рассказал о рокировке тандема, произошедшей в сентябре 2011 года.
«Те решения, которые были озвучены в сентябре, они подтверждены политической практикой, а она, как известно, - критерий истины. Мы это придумали не ради того, чтобы согреться, а для того, чтобы получить конкретный политический результат. И мы его получили», - заявил Медведев.
Уходящий через две недели со своего поста президент сообщил, что в сентябре он говорил не о том, что собирается оставить пост, а о другом: «Я сказал, что с учетом текущих политических реалий мне представляется более правильной другая конструкция, которая и была реализована. И чтобы о ней там не говорили - она может быть кому-то симпатична, кому-то весьма несимпатична, это вопрос выбора и это, собственно, и есть демократия. Так вот эта конструкция выдержала проверку на прочность», - заявил он.
По его словам, от большинства граждан страны была получена поддержка. Поэтому никакие существенные фальсификации были невозможны. Медведев отметил, что он с Путиным постами не обменивался. «Путин победил на выборах президента», - подчеркнул он.
По словам Медведева, его с Путиным связывает не только политическое взаимодействие, но и человеческая дружба длиной в 20 лет - это подстраховка государству. «Совместная работа с Путиным - это надолго», - заявил он.
Отвечая на вопрос о массовых акциях оппозиции минувшей зимой, Медведев заявил, что уважает право тех, кто вышел на площади высказать свое мнение, однако не согласен с рядом их высказываний. По его словам, граждане показали власти, что она не имеет права уклоняться от их позиции.
В ходе интервью Медведев также заявил, что если Путин предложит ему возглавить «Единую Россию», то он предложение примет и даже станет членом ЕР. По словам президента, вообще неправильно, когда председатель партии не является ее членом.