Экс-прокурор Ростовской области готов сменить губернатора Голубева

Экс-прокурор Ростовской области Валерий Кузнецов. Фото: Сергей Венявский, РИА Новости

   
   

Еще несколько лет назад пропуском «наверх» для публичного политика была дружба с властью и полная благонадежность, то теперь стало удобнее быть «оппозиционером» и «борцом с режимом» - чем –то напоминает перестроечные времена, когда объевшиеся дефицитной колбасы из спецраспределителей околопартийные приживалы соревновались на митингах, кто из них больший антикоммунист.

Особенно этот новый модный тренд заметен в регионах. К примеру, всерьез претендует на губернаторский пост уволенный Генпрокуратурой в середине марта бывший прокурор Ростовской области Валерий Кузнецов. В интернете идет кампания за сбор подписей в защиту опального чиновника, и даже раздаются обещания вывести на «прокузнецовские» митинги всю имеющуюся в наличии ростовскую оппозицию.

Полгода назад увольнение одного из региональных прокуроров наверняка прошло бы незамеченным. Все изменил новый закон о выборах губернаторов, принятый Госдумой в первом чтении. Ближайшие выборы по сценарию народного голосования состоятся уже осенью. Как отмечает газета «Московский комсомолец», оппозиции в Ростовской области очень пригодится человек с имиджем гонимого народного защитника. Такая фигура может консолидировать противников «партии власти», и отобрать электорат у нынешнего губернатора Василия Голубева. Именно поэтому, по информации «МК», в бывшим прокурором уже даже ведут переговоры местные коммунисты, чьи электоральные позиции традиционно сильны на аграрном Юге.

История Валерия Кузнецова хорошо иллюстрирует, как бывшие государственники становятся оппозиционерами. Совсем недавно Кузнецов работал в прокуратуре Ставропольского края, был заместителем прокурора Московской области, затем был прокурором Чеченской республики. В Ростовскую область он пришел в 2008 году, и с этого времени начал обрастать связямив местных условиях, в первую очередь среди авторитетных бизнесменов с Северного Кавказа. Попутно нынешнему оппозиционеру удалось трудоустроить дочь и зятя на высокие должности в одной из нефтяных компаний.

Впрочем, уже тогда Кузнецов не пренебрегал имиджем «народного трибуна». На пресс-конференциях журналистам прокурор выдавал шквал критики, в котором тонули администрация области, полиция, Следственный комитет. Согласно последним требованиям моды, прокурор даже завел свой блог. Была, правда, судя по его содержимому, проблема с конкретикой. Самым серьезным объектом его критики стал, например, институт суда присяжных. Отчасти это понятно. Суд присяжных у отечественных органов следствия – просто кость в горле. Вся их некомпетентность как правило становится очевидна именно в суде присяжных, ведь трудно убедить совершенно незаинтересованных людей в том, что сшитое прокураторой гнилыми нитками дело на очередного взятко-несговорчивого бизнесмена или «экстремиста» из интернета , написавшего что-то неполиткорретное – реальная борьба с преступностью.

Что касается работы самой прокуратуры, то здесь расклад был простой: успехи приписывались исключительно Валерию Кузнецову, зато в промахах и ошибках оказывались виноватыми его подчиненные. Естественно, при таком подходе, отношения с сослуживцами у Кузнецова были прохладными.

   
   

Как отмечает «МК», статус народного защитника облпрокурор приобрел, решая совершенно «нестатусные» вопросы – как, например, отмена сторублевых сборов с родителей за дезинфекцию матрасов в детскому садике города Шахты. При этом известное дело в отношении мэра Ростова Чернышова, выделившего участки для частного строительства в местном Ботаническом саду, Кузнецов поднял «из-под сукна» лишь после истечения срока давности и после серии побудительных пинков «сверху». Массовый обман дольщиков ростовских новостроек также не интересовал прокуратуру. Уголовные дела против недобросовестных застройщиков возбуждались вяло, арест на имущество не накладывался. Это позволяло аферистам легко выводить деньги обманутых клиентов.

Зато у прокурора было много претензий к застройщикам по поводу несоблюдения строительных норм и правил, хотя проблемы финансовых пирамид в долевом строительстве это никак не решало. Один их разочарованных читателей ЖЖ даже написал в своем комментарии в блоге Кузнецова: «Честно говоря, думал, что речь будет идти именно об обманутых дольщиках, считал, что эта тема более актуальна и трагична».

 Спокойное течение прокурорской жизни было нарушено с приездом комиссии из Генпрокуратуры. В октябре 2011 года Кузнецов по результатам проверки был предупрежден о неполном служебном соответствии. С этого момента облпрокурор обретает утроенную силу красноречия и окончательно становится публичной фигурой. Местные СМИ охотно цитируют «борца с коррупцией».

Только действительно громкие дела с миллионными объемами хищений, как например, история с «Донской водной компанией», за несколько лет поднявшей тарифы на поставляемую воду на 500%, так и не попали в сферу прокурорского надзора. Хотя стоило чуть глубже копнуть, как это сделала комиссия из Генпрокуратуры, и там были вскрыты массовые хищения средств и вывод их за рубеж.

Итог закономерен - Валерия Кузнецова уволили с формулировкой «за допущенные грубые нарушения присяги прокурора».

После этого Валерий Кузнецов пока в публичном поле не проявлялся, молчит и его блог. Зато виртуальные соратники, только за последнюю неделю создали несколько групп поддержки в соцсетях и даже специальные сайты. Видимо, новый «оппозиционный» игрок на региональном политическом поле в преддверии возможных губернаторских выборов основательно готовится к выборной кампании. Собственно, выбирать особо не приходится - встать под красные знамена непримиримой оппозиции или оказаться фигурантом вполне вероятного расследования со стороны бывших коллег.

Смотрите также: