«Единая Россия» займет место «Правого дела»?

   
   

Как выяснил «Московский Комсомолец», аналитики, разбиравшие на минувшей неделе очертания новой политической конструкции в России, независимо друг от друга пришли к похожим выводам. По мнению экспертов , все события были взаимосвязаны – комбинация, контуры которой сложились наверху к концу лета, привела к нынешним результатам, требовавшимся власти. Произошедшую на съезде «Единой России», рокировку президента и премьера, эксперты напрямую увязали с отстранением Михаила Прохорова от руководства «Правым делом». теперь электорально значимого результата на декабрьских выборах эта партия не получит, считают политологи.

В то время как Прохоровым во главе она стала бы активно играть на поле «Единой России», которую теперь ведет на выборы действующий президент Дмитрий Медведев и которой в этой связи неизбежно придется «поправеть». «Либо самому Медведеву придется полностью менять риторику, либо «праветь» придется самой «Единой России», - полагает Александр Кынев, отмечая при этом, что пока новый лидер «ЕР» не склонен отказываться от тех приоритетов своей политики, которые сложились у него еще со времен вице-премьерства. Так, в ходе выступления на съезде ЕР, уже как лидер списка, он обозначил, что не снимает с себя задачи по комплексной модернизации страны и ее социального уклада.

Меры по повышению инвестиционной привлекательности страны, либерализация законодательства, реформа правоохранительной системы и суда, децентрализация исполнительной вертикали. Чуть ранее схожие тезисы можно было услышать в публичных выступлениях Михаила Прохорова. И, разумеется, сохрани он свой пост в партии, сейчас это выглядело бы как покушение на избирательные перспективы «Единой России». А в чем вообще была бы разница между ЕР и ПД (кроме размера поддержки), если их предвыборная риторика по сути стала бы схожей? «Медведев, несомненно, делал определенную ставку на «ПД», - полагает политолог Леонид Радзиховский. - Едва ли он рассчитывал «на Правом коне въехать в Кремль» - так далеко у нормального человека фантазия не простирается. Тем не менее, в период «либерального бурчания» ИНСОРов и прочих президентских организаций этот «правый разновес» тоже учитывался до кучи –… Проект начали делать – не с целью «взорвать изнутри», а с целью реально сделать. На этом этапе, несомненно «хотели как лучше».

По мнению экспертов, принципиальное решение о рокировке в тандеме было принято в августе. В этот же самый момент обозначилось и внезапное охлаждение власти к поднятой из забвения правой партии и ее амбициозному лидеру. «Похоже, что Кремль «подчистил» «Правое дело» из боязни, что его партийная поделка начнет отбирать электорат у самой главной партийной единицы, - размышляет политолог Алексей Мухин. - Если последнюю действительно возглавит Дмитрий Медведев, такое нарушение субординации станет вопиющим, а этого нынешний президент не терпит. Можете спросить у бывшего теперь министра финансов Алексея Кудрина».

«В преддверии предстоящих федеральных выборов у власти минувшими зимой и весной было два потенциальных сценария — либо стремление восполнить очевидное падение рейтингов усилением административного ресурса и новым закручиванием гаек, либо «управляемая либерализация» и создание партии-партнера, с помощью которой можно добрать недостающее большинство», - полагает политолог Александр Кынев. По его мнению, за примерами далеко ходить не надо: по первому сценарию отстраняли Сергея Миронова с поста спикера Совета федерации, «наезжали» на Алексея Навального, пытались регулировать интернет, блокировали регистрацию «несистемных» партий и т. д.

Примером второго сценария стали попытки перезапустить «правый проект», который в итоге удалось сдвинуть с места, когда у его руля стал владелец «ОНЭКСИМа» Михаил Прохоров. «Вероятно, что и фигура Прохорова могла каким-то образом повлиять на новую конфигурацию элит, в том числе и в руководстве страны, - заключает Алексей Мухин. -Теперь же в результате «Единая Россия» вполне может, «растянувшись» по партийной линейке, стать, в том числе и праволиберальным проектом. Видимо, именно такую роль ей уготовил Путин, подарив свою игрушку накануне выборов Медведеву». Впрочем, как рассуждает Александр Кынев, «если «Единая Россия» при Медведеве и станет отчетливо «правым» проектом, то это будет проект очень и очень специфический, скорее «право-бюрократический». Однако наличие набирающего обороты «Правого дела» мешало бы в любом случае. Это и есть главная причина разгона партии Михаила Прохорова, по мнению политологов.

   
   

Петр ПУЧКОВ «Возможно, "Единой России" очень не хотелось бы превращаться из центристской силы в правую партию, - отмечает политолог Вячеслав Данилов. - Ведь не так просто объяснять избирателям в отсутствие акцентированного публичного предложения справа, что медведевская модернизация или, как нас уверяют – то же самое, путинская реиндустриализация – отнюдь не синоним нового витка рыночных реформ». Однако, и на этом сходятся большинство экспертов, к концу лета Кремлю стало окончательно ясно, что бюрократию надо консолидировать в жестком стиле, по старым правилам. Причин тому немало: здесь и довольно заметные успехи «правых», и развитие экономического кризиса, и разлад внутри самого чиновничества.

Как отмечает Леонид Радзиховский, ЕР в этой ситуации была вынуждена «из консерваторов превратиться в партию модернизаторов». «Шарниры повернулись, сцена развернулась – ЕР поехала вправо, - констатирует эксперт. - Куда же в этом случае двинулась ПД ? А – в сторону кулис …» В этой связи и перспективный политик Прохоров оказался лишним.

«Правое дело» могло бы стать элементом, дестабилизирующим ситуацию вокруг «правящей партии» как раз накануне голосования 4 декабря», - полагает Алексей Мухин. «Собирая вокруг себя все больше и больше авторитетных либералов, Прохоров имел все шансы взорвать политический рынок и переоформить полностью повестку думских выборов, - считает Вячеслав Данилов. - А тогда о политическом управлении кампанией из Кремля пришлось бы забыть – ход выборов, как и их итоги, грозил стать непредсказуемым, причем с определенными рисками для наличных рамок политической системы».

С ним согласен и Александр Кынев: «В случае успеха «правых» (а шансы на него были, если бы действительно было серьезное желание проекту помогать) наличие сильной правой партии возглавляемой оказавшимся внезапно слишком самостоятельным Прохоровым могло создать угрозу стабильности создаваемой системы. Система же инстинктивно избегает любых неподконтрольных элементов».

Смотрите также: