ФАКТЫ
После выборов в Думу оппозиция оказалась на грани финансового краха. СПС задолжал СМИ за агитацию почти 159 млн руб., «Яблоко» - 170 млн и т. д. Из 16 зарегистрированных в России партий в Госдуме по результатам декабрьской кампании представлены только 4. В начале апреля группа оставшихся за стенами Госдумы политиков либерального толка планирует провести в Санкт-Петербурге «Демократическое совещание». Ожидаются Б. Немцов. Н. Белых, Г. Каспаров, некоторые «яблочники», представители М. Касьянова и др. В эти же дни коалиция «Другая Россия», один из лидеров которой - тот же Г. Каспаров планирует созвать «Национальную ассамблею». В неё с целью сформировать «альтернативный парламент» приглашены вообще все политические силы - независимо от ориентации.
Но мелкие организации левого толка собирают свою Конференцию левых сил. Коммунисты, выступившие успешнее прочих оппозиционеров, тоже осознают необходимость перемен. На пленуме ЦК КПРФ 22 марта обсудили доклад «О молодёжной политике КПРФ в современных условиях».
Тем временем власть в отношении оппозиции посылает противоречивые сигналы. На недавней встрече с лидерами думских фракций Д. Медведев заявил: «Я намерен… вести постоянный и конструктивный диалог со всеми (выделено Ред.) здоровыми политическими силами общества… Все ваши предложения должны находиться в центре внимания исполнительной власти». А В. Путин в тот же день принял в Кремле лидера «Яблока» Г. Явлинского. По слухам, говорили даже о трудоустройстве последнего в правительство. О гарантиях прав оппозиции вдруг заговорили представители «Единой России», предложив принять специальный закон.
Но оппозиция настаивает, что давление и незаконные задержания активистов продолжаются, «несогласных» как били, так и бьют, а милиция пресекает даже законные одиночные пикеты протеста. Почти месяц провёл в тюрьме лидер питерского «Яблока». Его обвиняют в оскорблении милиционера. По обвинению в подделке подписных листов заведены уголовные дела на активистов М. Касьянова.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Борис Макаренко, председатель правления Центра политических технологий:
- В заслугу СПС и «Яблоку» можно поставить только то, что они ещё живы. «Гражданская сила» М. Барщевского и Демпартия А. Богданова хоть и пользуются благоволением властей, но и у них в их нынешнем виде мало перспектив. Однако жизнь рано или поздно востребует ещё один либеральный проект, куда могут встроиться «кирпичики» ныне существующих организаций. Без либералов заявленную Д. Медведевым программу «инновационного развития» - с верховенством закона, борьбой с произволом чиновников, совершенствованием рыночных отношений - не выполнить. Но пока в обществе проповедуется нетерпимость к иным точкам зрения, нормальный разговор власти с оппозицией невозможен.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации:
- «Конструктивный диалог» власти и оппозиции у нас пока складывается лишь в одном случае: когда оппозиция говорит то, что от неё хотят услышать. На все остальные разговоры власть предпочитает смотреть сквозь призму закона об экстремизме. Ни один бюрократ не заинтересован в том, чтобы его критиковали. Однако запрос на такую критику постепенно растёт, а вместе с ним - и поле для маневра оппозиции. В обществе усиливается раздражение коррупцией и произволом чинуш. Боится и раздражается даже милиционер, который берёт взятки, - он понимает, что при такой системе сам не защищён. Кто-то может дать взятку, а после посадить его в тюрьму, чтобы занять освободившееся место.
Виктор Милитарёв, вице-президент Института национальной стратегии:
- Судя по всему, Д. Медведев готовится демонстрировать терпимое отношение к оппозиции. Ни о каком развитии страны говорить не приходится, если в ней отсутствует интеллигенция как политический класс, обладающий высоким статусом и уровнем жизни. Но «инновационный» слой чувствует себя неуютно, если ему затыкают рот. Впрочем, нынешней либеральной оппозиции почти нечего сказать гражданам. Для начала ей неплохо покаяться за ельцинско-гайдаровские реформы и озаботиться интересами русского народа. Тяжёлые времена переживает и компартия. Во-первых, из-за архаичности, во-вторых, из-за склонности Г. Зюганова к сомнительным компромиссам с властью. В России востребована социал-демократическая партия, которой ни КПРФ, ни «Справедливая Россия», на мой взгляд, пока не являются.
КОММЕНТАРИЙ «АиФ»
В ответ на сигналы из Кремля о «конструктивном диалоге» лидеры оппозиции требуют «конструктивности» и гарантий от самой власти. «Вопрос о том, нужна оппозиция или не нужна, не стоит, - говорит, например, 1-й зампред ЦК КПРФ И. Мельников. - Зато есть вопрос о гарантиях оппозиционной деятельности - предоставлении телеэфира, упрощении законодательства о митингах и т. д. Но власти по-прежнему нужна не сильная оппозиция, а «тренировочная груша». «Насколько конструктивной и вменяемой будет власть, настолько конструктивной и вменяемой будет оппозиция», - говорит лидер СПС Н. Белых. Похоже, впрочем, что самые непримиримые оппоненты Кремля не уловили ключевой фразы последнего послания Д. Медведева - «о здоровых силах общества». Очевидно, что власть не считает «здоровыми» тех, кто выходит на улицы с одним-единственным лозунгом - «Долой!».
Но важнее то, что довольно безразлично к такому лозунгу и большинство граждан. Хотя назвать их «согласными» тоже язык не повернётся: люди не хотят революций, не готовы идти на баррикады, но при этом не скрывают недовольства тем, как власть выполняет свои обещания насчёт повышения зарплат и пенсий, защиты социальных прав, борьбы с ростом цен и коррупцией… Именно на этом поле «штучной, ручной» работы с обиженными людьми открываются большие возможности и для левопатриотической, и для либеральной оппозиции. Хотя защищать конкретного человека от произвола конкретных чиновников, конечно, труднее, чем просто требовать «смены антинародного режима».
Смотрите также:
- «Гражданская война уже началась». Эксперты о последних событиях на Украине →
- Противоречия в Кремле. В администрации не знают, что делать с оппозицией →
- Григорий Явлинский: Не надо пиара на крови! →