С тех пор вокруг него ведется нешуточная борьба между сторонниками запрета курения и теми, кто считает данную меру необоснованной и ущемляющей права курильщиков. Тем временем 2 июня в Государственную думу депутатами Питерского ЗАКСА внесен новый законопроект, устанавливающий многочисленные запреты на курение и на продажу сигарет и даже содержащий поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Так, за курение вне специальной площадки предусматривается штраф от 500 до 1,5 тыс. рублей.
К чему приводит подобная практика запретов и насколько они действенны, «АиФ» решил разобраться с помощью экспертов, которые собрались вчера, 8 июня, в пресс-центре «Аргументы и Факты» для обсуждения темы ограничения курения и попытались ответить на вопрос: «Можно ли заставить людей бросить курить?»
Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров:
- Я не стал бы говорить о том, что в случае принятия запрета на курение в общественных местах, в том числе в барах и ресторанах, люди перестанут их посещать. Нет, не перестанут, просто будут выходить курить на улицу, пока это еще можно будет делать. Такая практика действует сейчас в Италии, Германии, Испании. Ресторанный бизнес не пострадает. Здесь есть другой вопрос: зачем это нужно государству?
Скажу сразу: я противник курения. Однако мне понятно, что прямые запреты, которые пытаются ввести сейчас, не эффективны. Такие законопроекты просто не будут выполняться. Конечно, ограничивать курение необходимо. Но на осуществление таких мер нужно время.
К примеру, в США первое открытое заявление Министра здравоохранения о вреде курения относится к 1964 году. С тех пор прошли десятки лет, и город Нью-Йорк полностью отказался от курения. Если мы приезжаем в США, мы видим людей, ориентированных на здоровый образ жизни. Такого результата невозможно добиться категорическими запретами и за такой короткий срок.
Алексей Митрофанов, известный политический деятель:
- Сейчас в России большая доля рынка табака принадлежит иностранным компаниям. Политика государства такова, что отечественные производители не только не поддерживаются, но и вынуждены уступать свои позиции в рыночной сфере. Они не выдерживают конкуренции. Иностранные табачные гиганты чувствуют себя уверенно на рынке, более того, я уверен, что все законодательные инициативы, о которых мы сегодня говорим, никак не отразятся на их бизнесе. Тогда не ясно, зачем такая политика вообще нужна.
Все те антитабачные кампании, которые проводятся в нашей стране, неэффективны. Они не работают. Мы как были страной, занимающей лидирующие позиции по количеству курящих, так ею и остаемся. Так почему бы не работать в этом направлении? Почему бы не сделать пропаганду здорового образа жизни массовой, качественной, привлекающей внимание общественности? Возможно, более креативной, возможно, более дорогой, но такой, чтобы она действовала.
Владлен Максимов, руководитель комиссии «ОПОРЫ России» по мелкорозничной, нестационарной и ярмарочной торговле:
- Тот законопроект, который мы сейчас обсуждаем – это в огромной степени результат работы сетевых лоббистов. Сейчас в стране функционирует огромное количество киосков, основной торговый оборот которых составляет сигаретная продукция. В случае принятия законопроекта большая часть киосков закроется. В таком случае потребители, зная, что они не смогут купить пачку сигарет в любом киоске, будут приобретать блоки сигарет в крупных торговых сетях. Выгода последних очевидна.
Государство говорит: «Какое нам дело до ларечников, когда речь идет о здоровье нации?» Но ведь нация нисколько не выиграет. Перераспределятся силы, перераспределятся бюджеты, а курильщики будут тратить больше денег и покупать сигареты в других местах. Не считая тех, кто решит перейти на контрафакт.
Вадим Желнин, генеральный директор Ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром»:
- Люди заинтересованы в том, чтобы их жизнь регулировалась корректно, чтобы не ущемлялись права курильщика и чтобы он не ущемлял чьи-то права. Государству нужно подумать не о том, как заставить людей бросить курить, а том, как сделать так, чтобы люди изменили свои привычки.
Михаил Делягин, ведущий экономист и политический деятель, глава Института проблем глобализации (ИПРОГ):
- Я сам не курю. Я считаю, что курение – это абсолютное зло, курения быть не должно, но бороться нужно не с курильщиками, а с курением. Сейчас курильщиков унижают, что заставляет их, по-моему, только чаще тянуться к сигарете. Что касается запрета курения на улицах – давайте предложим людям курить в противогазах. Это будет такой же абсурд. Совершенно непонятно, на что рассчитывают те законодатели, которые запрещают курение на улицах. В таком случае все курящие перейдут в подъезды, и тогда подъезды наших домов будут напоминать лестничные площадки Московской городской думы, где стоит постоянный кислый запах табака. Это в том случае, если за запретом вообще будет кто-то следить и как-то его контролировать. Иначе мы получим еще один запрет, выполняемый так же, как и все предыдущие, а именно – никак.
Вадим Строкин, адвокат, владелец сайта о защите прав курящих nicotin.ru:
- Люди заинтересованы в том, чтобы их жизнь регулировалась корректно, и чтобы не ущемлялись права курильщика, или чтобы он не ущемлял чьи-то права. Правовой аспект в этом теме играет огромную роль - это необходимо учитывать, когда речь идет о регулировании на законодательном уровне.
Юрий Полетаев, руководитель отдела маркетинговых исследований Левада-Центра:
- Мы регулярно проводим опросы, направленные на выявление общественного мнения относительно ограничения курения. В частности, в местах общественного питания. Вот данные последнего проведенного нами опроса: 66% всех опрошенных не поддерживают полного запрета курения в местах общественного питания (ресторанах, барах и кафе). Большинство, конечно, выступают за ограничение курения, но не за полный запрет. Особенно интересен тот факт, что большая часть респондентов не курят.
Итак, вывод очевиден. Согласно мнению экспертов и приведенным данным опроса населения, курение ограничивать необходимо, но не теми методами, которые использует сейчас российское законодательство. В нашей стране курят 46% процентов населения – это огромная цифра и ее, конечно, необходимо уменьшать. Важно не забывать при этом, что эти 46% - такие же люди, и у них, как и у всех остальных, есть права. В том числе право на вредную привычку.
Смотрите также:
- Глава СПЧ Михаил Федотов: «Я чувствую, что «не дослужил» стране» →
- Вячеслав Лысаков: «Человек должен избираться там, где живёт» →
- Путин предлагает школу демократии «снизу» →